Лев Толстой: его сладострастие и женщины

09.09.2013 07:54
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Софья Андреевна и Лев Николаевич прожили вместе 48 лет.  И это были настоящие война и мир!
Софья Андреевна и Лев Николаевич прожили вместе 48 лет. И это были настоящие война и мир!

У создателя "Войны и мира", "Анны Карениной", "Воскресения" и других великих произведений была лишь одна супруга, с которой он прожил почти полвека - до самой своей смерти. Однако до женитьбы (а порой и после) у классика случались весьма бурные отношения с представительницами прекрасного пола. В связи со 185-летием со дня рождения Льва Толстого (появился на свет 9 сентября 1828 года) "Донбасс" решил рассказать о самых интересных женщинах в его жизни.

Всё началось с горничной

Знаменитый русский писатель и мыслитель, публицист, участник обороны Севастополя, просветитель, основатель нового религиозно-нравственного учения (толстовства). Граф, в конце концов! Это то, что известно, что проходят в школе. А вот что Лев Николаевич был ещё и редким бабником (в чём сам не раз признавался) - особо не афишируется. Между тем, из песни-жизни слов не выбросишь. Да и как можно, если сам же Толстой в своих дневниках плотские радости-горести описывал весьма подробно. Не сам процесс, конечно, но - душевные метания.

Рано лишённый материнской нежности (мама Толстого, княгиня Мария Волконская, умерла от горячки, когда сыну было полтора года), Лев искал её в других. Вот только чувственное влечение очень быстро накрыло его с головой.

"Одно сильное чувство, похожее на любовь, я испытал, когда мне было 13 или 14 лет, - пишет он в дневнике 29.11.1851. - Но мне не хочется верить, чтобы это была любовь, потому что предмет была толстая горничная (правда, очень хорошенькое личико). Притом же от 13 до 15 лет - время самое безалаберное для мальчика (отрочество): не знаешь, на что кинуться, и сладострастие в эту пору действует с необыкновенною силою".

Десятилетия спустя, когда Лев Николаевич создавал "Воскресение", жена упрекнула его за главу, в которой он описывал обольщение Катюши. "Ты уже старик! Как тебе не стыдно писать такие гадости?!" - возмущалась Софья Андреевна. Толстой же пояснял присутствовавшей при этом дочери московского профессора фармакологии, преподавательнице, подруге дома Марии Шмидт: "Вот она нападает на меня, а когда меня братья в первый раз привели в публичный дом и я совершил этот акт, я потом стоял у кровати этой женщины и плакал!". Да, было и такое…

В том числе было и то, чего писатель даже дневнику доверить не мог. Попав в 19 лет в больницу, он делает такую запись в нём: "Вот уже шесть дней, как я поступил в клинику, и вот шесть дней, как я почти доволен собой... Главная же польза состоит в том, что я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь... есть не что иное, как следствие раннего разврата души". Лечил, как понимаете, явно не насморк.

"Вчерашний день прошёл довольно хорошо, исполнил почти всё; недоволен одним только: не могу преодолеть сладострастия, тем более, что страсть эта слилась у меня с привычкою". "Сладострастие сильно начинает разыгрываться - надо быть осторожным". "Я чувствовал себя нынче лучше, но морально слаб, и похоть сильная". "Мне необходимо иметь женщину. Сладострастие не даёт мне минуты покоя". "Девки сбили меня с толку!". "Весна сильно действует на меня. Каждая голая женская нога, кажется, принадлежит красавице". Как вам такой набор признаний-бичеваний, сделанных Толстым с 24 до 26 лет? А вот чуть более позднее: "Это уже не темперамент, а привычка разврата". "Шлялся по саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту".

Тянуло к светским дамам и крестьянкам

Вместе с тем, были и "любви". Впервые Лев, который никогда не был красавцем, но обладал приличными деньгами, хорошо подвешенным языком и тем, что теперь называют мудрёным словом "харизма", серьёзно "запал" в 22 года. То была Зина Молоствова, лучшая подруга его сестры Маши. И… невеста другого. Они много общались, перетанцевали немало мазурок. "Я ни слова не сказал ей о любви, но я так уверен, что она знает мои чувства..." - напишет о той страсти Толстой.

В Петербурге Лев Николаевич "сох" по Александре (в девичестве - Дьяковой), сестре своего друга, которая была замужем за Оболенским. "Положительно женщина, более всех других прельщающая меня…

Держит меня на ниточке, и я благодарен ей за то. Однако по вечерам я страстно влюблён в неё и возвращаюсь домой полон чем-то, счастьем или грустью, - не знаю" - такие вот разброд и шатание.

Граф умудрился даже воспылать страстью к 20-летней Валерии Арсеньевой, дочери дворянина, опекуном которой он стал. Вот записи, сделанные в Ясной Поляне летом 1856 года: "25 июля. В первый раз застал её без платьев. Она в десять раз лучше, главное, естественна... 31 июля. В., кажется, просто глупа. 10 августа. Мы с В. говорили о женитьбе, она не глупа и необыкновенно добра". Впрочем, дальше разговоров о женитьбе дело не пошло. А вот с замужней пышногрудой крестьянкой Аксиньей Базыкиной (её благоверный промышлял извозом и дома бывал редко) у Толстого была нешуточная связь. Из дневника: "Видел мельком Аксинью. Очень хороша. ...Я влюблён, как никогда в жизни. Нет другой мысли. Мучаюсь". И ещё: "Мне даже страшно становится, как она мне близка... Её нигде нет - искал. Уже не чувство оленя, а мужа к жене".

Хватало и светских дам, заставлявших трепетать сердце Толстого. "Тютчева (дочь знаменитого поэта. - Прим. А.П.), Свербеева, Щербатова, Чичерина, Олсуфьева, Ребиндер - я во всех был влюблён", - записал он. А это уже - о княгине Екатерине Львовой: "Она мне очень нравится, и, кажется, я дурак, что не попробую жениться на ней... Был у Львовых, и как вспомню этот визит - вою. Я решился было, что это последняя попытка женитьбы, но и то ребячество".

А пока будущего гения так штормило, подросла та, которая стала его единственной женой.

Любовь, похожая на... ад

Испытывать терпение Сони Лев начал ещё до венчания. Чтобы вступить в брак с чистой совестью, дал невесте прочесть свои дневники (кстати, подобным образом поступил и его лирический двойник из романа "Анна Каренина" Константин Левин, отдавший - "не без внутренней борьбы" - своей жене Кити дневник с записями о холостяцкой жизни). Для девушки, воспитанной в строгих нравах той эпохи, это стало шоком. Впрочем, проверку на прочность она выдержала. Хотя под венец в кремлёвской церкви Рождества Богородицы шла, по словам очевидцев, в слезах.

Плакать ей с Толстым пришлось много. Искушённый в половых страстях муж натолкнулся на прохладность, а то и брезгливость новоявленной супруги в интимных вопросах. "Так противны все физические проявления!" - запишет она в своём дневнике вскоре после свадьбы. А спустя полгода: "Лёва всё больше от меня отвлекается. У него играет большую роль физическая сторона любви. Это ужасно; у меня - никакой, напротив".

А тут ещё Аксинья... Та самая крестьянка, с которой у Льва Николаевича много чего было, приходила в господский дом, чтобы мыть полы. И, возможно, не только за этим... Соня дико ревновала. Но ещё сильнее - любила, признаваясь: "Для меня всё мертво без тебя".

Потом начались роды. Снова. И снова... И снова... Тринадцать детей подарила Софья Андреевна мужу. Пятеро умерли в детстве. На ней были усадьба, хозяйство, малыши. Она помогала мужу в писательских трудах, переписывая набело его неразборчивые рукописи. В том числе четыре тома "Войны и мира". "Жена у Вас идеальная! Чего хотите прибавьте в этот идеал, сахару, уксусу, соли, горчицы, перцу, амбре - всё только испортишь", - говорил Толстому поэт Афанасий Фет. Вот только сам Лев Николаевич всё более и более утверждался во мнении, что ему достался вовсе не идеал. Как, собственно, и сама жизнь, поиски высшего смысла которой разъедали душу Толстого.

И начались метания! Он, ранее одержимый похотью, вдруг пришёл к мысли, что жена должна быть больше другом, чем, собственно, Женщиной. Предложил семье часть дохода отдавать на бедных и школы, а образ жизни значительно упростить. Отлучённый от церкви за лжеучение и даже в эту тяжкую годину поддерживаемый Софьей Андреевной, всё глубже уходил в себя, видя истинную красоту в странничестве, юродстве.

Многие впоследствии обвинят супругу Толстого в том, что она изводила гения скандалами, припадками, постоянной слежкой за ним ("И днём, и ночью все мои движенья, слова должны быть известны ей и быть под её контролем", - жаловался он). Мол, именно потому в ночь на 28 октября 1910 года 82-летний старик бежал из Ясной Поляны, был продут в поезде, получил воспаление лёгких и умер на маленькой станции Астапово. Немногие примут во внимание, что писатель отправил жене письмо: "Не думай, что я уехал, потому что не люблю тебя. Я люблю тебя и жалею от всей души, но не могу поступить иначе чем поступаю". И что сам он во многом виноват в том, что жизнь с любящим человеком превратилась в ад.

Софья Александровна пережила мужа на девять лет. Она завершила издание собрания его сочинений, подготовила к печати сборник писем Льва Николаевича.

"Вино её прелести"

Софья Берс была средней дочерью врача Московской дворцовой конторы. Толстой, который периодически гостил на даче у родителей будущей супруги в Покров-ском-Стрешневе, знал её ещё ребёнком. Когда ему было 34, он влюбился в неё, 18-летнюю, хотя все почему-то считали, что выберет старшую сестру, Лизу.

Всё случилось в августе 1862-го, когда семейство Берс по пути в имение деда в Ивицы остановилось в Ясной Поляне. На пикнике расшалившаяся Соня взобралась на стог и пела, а вечером премило беседовала со Львом Николаевичем на балконе. На прощание он сказал: "Какая Вы ясная, простая!"

Выдержав в разлуке лишь несколько дней, он поехал за Берсами в Ивицы. И был бал, и Софья порхала в потрясающем платье с лиловыми бантами. Толстой писал, что "вино её прелести ударило ему в голову". Те свои чувства он практически один в один передал в "Войне и мире", в эпизоде, когда князь Андрей Болконский танцует с Наташей Ростовой и влюбляется в неё. Кстати, внешне Наташа словно списана с Сони той поры: худенькая, большеротая, не очень красивая, но неотразимая в радужном сиянии юности.

В своих чувствах Лев признался Софье уже в Москве. Она сказала "Да!" Спустя всего месяц после того, как Толстой "рассмотрел" её в Ясной Поляне, сыграли свадьбу.


Андрей Питонов.

Теги: жена, любовь, женщина, отношения, писатель, любовница, Лев Толстой, биография
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх