Сюжет песни о Донбассе Доризо подсказал муж Клары Лучко

22.10.2013 09:18
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
"Я уверен, что любовь была, есть и будет. Ведь всё, что делает человек, пронизано этим чувством", - уверял Николай Доризо.
"Я уверен, что любовь была, есть и будет. Ведь всё, что делает человек, пронизано этим чувством", - уверял Николай Доризо.

90 лет назад в кубанской станице Павловской родился Николай Доризо - автор стихов к песням, которые звучат в более чем 40 фильмах. Он умел подобрать такие слова, что его творения становились воистину народными. "Огней так много золотых на улицах Саратова", "Как на свете без любви прожить", "Почему ж ты мне не встретилась..." и многие другие исполнялись за столами на всех просторах СССР. "У каждой моей песни, как у человека, своя судьба", - уверял Николай Константинович. Давайте же вспомним судьбу самых известных его шлягеров, в том числе связанных с Донбассом.

Во время войны родил "Дочурку"

"Моё детство можно было бы назвать счастливым, если бы в 1938 году не арестовали отца. Маме сказали, что ему дали 10 лет без права переписки, а на самом деле его расстреляли", - вспоминал поэт, грек-папа которого был адвокатом.

В 15 лет он не только потерял отца, но и сделал первые шаги к славе - одно из стихотворений юного Доризо опубликовала газета "Пионерская правда". А три года спустя, когда Коля только окончил среднюю школу в Ростове-на-Дону, грянула война. Он работал литсотрудником в Военном издательстве, затем в редакции окружной газеты "Слово бойца".

"В 1942 году на фронте, не будучи ещё ни отцом, ни поэтом, я написал стихо-творение "Дочурка", к которому сочинила музыку Роза Гольдина. И буквально через несколько дней эта песня стала известна всему фронту! - делился Николай Константинович. - Генералы, бывало, удивлялись, как это я, зелёный юнец, и такую песню сочинил.... А уже после войны, когда песня немного забылась, по радио прочитали письмо ветерана, в котором он рассказал, что, возвращаясь с фронта, вёз своей дочке медвежонка, потому что ему запомнились и полюбились строки из моего стихотворения: "Ты в кроватке лежишь, дорогая, крепко мишку прижавши к груди". Когда девочка выросла, мишка перешёл по наследству к её ребенку. И так далее. Это, пожалуй, была наиболее ценная похвала, которую я слышал".

Строка стала названием фильма

Он не просто писал о том, что видел и слышал. Он пропускал чужую боль сквозь себя.

"Ехал я как-то из Переделкино в Москву, - вспоминал Доризо. - Вдруг вижу: голосует на обочине старенькая женщина. У меня будто кольнуло в груди, я возьми и останови машину. Мы с ней разговорились, она работала истопницей в нескольких санаториях. Рассказывая о своей жизни, она вдруг преобразилась, когда речь зашла о дочери-студентке. С гордостью старушка поведала, что её "кровинушка" учится в университете в Москве. Чтобы её одеть-обуть и выучить, эта немолодая женщина, несмотря на больные ноги, работает на нескольких работах. Я понял, что вместе с попутчицей ко мне в машину "села" моя новая песня. Так родились строки: "Дочери, дочери, взрослые дочери, выросли вы невзначай".

В 56-м вышла на экраны картина режиссёра Леонида Лукова "Разные судьбы". Там прозвучала потрясающая "Песня Рощина" ("Почему ж ты мне не встретилась, юная, нежная…"), ставшая своеобразной визитной карточкой Марка Бернеса. "Съёмки заканчивались, мы сидели в ресторане с режиссёром, пили коньячок, - рассказывал историю создания шлягера Доризо. - И вдруг этот толстый немолодой (за 50 уже) добряк, снявший культовые фильмы "Большая жизнь" и "Два бойца", расплакался, как мальчишка: "Коля, ну как она может не любить меня?.." Речь шла о юной актрисе Татьяне Пилецкой, сыгравшей в его фильме главную роль. Эта история так взволновала меня, что я в тот же вечер написал стихи. Позвонил режиссёру: "Лёнечка, мне Никита Богословский дал музыку, я написал песню, посвящённую тебе". И стал напевать: "Как боится седина моя твоего локона, ты ещё моложе кажешься, если я около". Леонид опять разрыдался: "Как ты нашёл слова описать всё, что я чувствую? Это гениальная песня". Строка из неё: "Видно, нам встреч не праздновать! У нас судьбы разные..." и стала названием картины".

Аморальный шлягер

В 1958 году на экраны СССР ворвался потрясающий фильм Станислава Ростоцкого "Дело было в Пеньково", где звучат сразу две доризо-народные песни.

"Стихи "Огней так много золотых на улицах Саратова" я показывал разным композиторам, но никто из них не рискнул написать к ним музыку, - вспоминал поэт. - Тогда в почёте были произведения не о любви, а о трудовых подвигах. А тут не просто любовная лирика, а чуть ли не аморалка… И вот однажды, когда съёмки ленты "Дело было в Пенькове", к которой я написал песню "От людей на деревне не спрятаться", уже закончились, я проснулся около пяти часов утра. Будто кто-то толкнул меня в бок - "Огней так много золотых" словно специально создана для этого фильма! В тот же день я встретился с композитором Кириллом Молчановым. Он сначала повозмущался (мол, поздновато пришёл!), а потом сел за фортепиано и тут же заиграл мелодию. Мы оба были в восторге и в таком состоянии поехали на киностудию им. Горького, чтобы показать песню Ростоцкому. Выслушав нас, он сказал, что песня, конечно, хорошая, но съёмки завершены... А через день раздался звонок директора киностудии: "Что вы за песню написали? Вся студия её поет! Хотя бы мне напели". Уговаривать нас с Кириллом не пришлось. Мы даже не успели допеть, как директор, прервав нас, воскликнул: "Волей, данной мне Богом и Центральным Комитетом партии, переношу сроки сдачи фильма". И специально для этой песни был доснят сюжет..."

И хоть создателя стихов периодически "полоскали" ("Мыслимо ли, чтобы наша советская женщина любила женатого человека?"), песня пришлась по сердцу очень многим.

Самое большое потрясение

Своя история и у рвущей душу "Давно не бывал я в Донбассе". В 60-е на радиопередачу "Любимые артисты кино" была приглашена звёздная супружеская пара Клара Лучко и Сергей Лукьянов. Лучко уже пела "Ой, цветёт калина" в "Кубанских казаках". А вот её мужу, хоть и обладающему неплохими вокальными данными, петь как-то не доводилось. И Доризо попросили написать стихи специально для него.

"Лукьянов в юности работал в забое, а мне эта среда была незнакома. Сколько ни старался написать стихи - ничего не получалось: не пережито мною, - откровенничал поэт. - И вот сидим мы втроём на квартире у Никиты Богословского, уже смирились, что песня не получается. Как вдруг Лукьянов начинает рассказывать о "самом большом потрясении в своей жизни". Когда он работал юношей на шахте, влюбился в очень красивую девочку Галю. Собирался жениться, но судьба повернула так, что начал выступать в художественной самодеятельности, его талант заметили и послали учиться в Москву. Столичная жизнь закружила-завертела, в родной город он не вернулся. С Галей расстался, но продолжал всегда помнить о своей первой любви. Уже женившись на Лучко, ехал с ней как-то по одному из степных украинских городков. Остановились около колонки на улице выпить воды. Вдруг подходит старуха, смотрит на него и плачет: "Серёжа, ты не помнишь меня?" Он пригляделся: "Боже ж ты мой, Галя!" Увы, но первая любовь, которая в памяти осталась молодой и красивой, изменилась до неузнаваемости…"
В исполнении Лукьянова "Давно не бывал я в Донбассе" не стала популярной. А вот когда её в 73-м спел Юрий Богатиков, песня зазвучала. И до сих пор строчки

"Прости за жестокую память
О прежних косичках твоих,
За то, что мужчины бывают с годами
Моложе ровесниц своих"

вышибают слезу даже у суровых шахтёров.

"Помнишь, мама моя"

Помнишь, мама моя,
Как девчонку чужую
Я привёл тебе в дочки,
Тебя не спросив?
Строго глянула ты
На жену молодую
И заплакала вдруг,
Нас поздравить забыв...
Я её согревал
И теплом и заботой,
Не тебя, а её
Я хозяйкою звал.
Я её целовал,
Уходя на работу,
А тебя, как всегда,
Целовать забывал...
Если ссорились мы,
Ты её защищала,
Упрекала меня,
Что не прав я во всём,
Наш семейный покой,
Как могла, сохраняла,
Как всегда позабыв
О покое своём...
Может быть, мы бы с ней
И расстались, не знаю,
Только руки твои
Ту беду отвели.
Так спасибо ж тебе,
Что хранишь ты, родная,
То, что с нею вдвоём
Мы б сберечь не смогли.

"Песня Рощина"

Почему ж ты мне не встpетилась -
Юная, нежная,
В те года мои далёкие,
В те года вешние.
Голова стала белою
Что с ней я поделаю.
Почему же ты мне встpетилась
Лишь сейчас.
Я забыл в кpугу pовесников,
Сколько лет пpойдено.
Ты об этом мне напомнила -
Юная, стpойная.
Об одном только думаю:
Мне жаль ту весну мою,
Что пpошла, неповтоpимая,
Без тебя.
Как боится седина моя
Твоего локона!
Ты ещё моложе кажешься,
Если я около...
Видно, нам встpеч не пpаздновать!
У нас судьбы pазные,
Ты любовь моя последняя,
Боль моя.
Николай ДОРИЗО.

Шёл к Вольской через Великанову

"Жить без любви, должно быть, просто, но как на свете без неё прожить…". Эти строки из песни Доризо из фильма "Простая история" замечательно подходят и к его жизни.

"Когда первый раз Верочку увидел (огромные тёмные глаза, чудесной белизны кожа, плывущая походка), сразу заволновался: кто такая, откуда это небесное создание пожаловало к нам? "Оставь всякие надежды. Это же прима театра оперетты Верочка Вольская, - остудили пыл приятели. - Замужем, муж - красавец, да ещё и толпы поклонников". И я отступил… Кто я тогда был? Нищий студент Литинститута", - вздыхал Николай Константинович по самой большой любви своей жизни.

Но вскоре он уже крепко стоял на ногах, стал известен. И женился на певице Гелене Великановой, исполнительнице знаменитых "Ландышей".
"Папа для мамы всегда был любовью номер один, - подчёркивала их дочь Елена, ставшая переводчицей. - У них был совершенно бешеный роман, очень красивый, о котором говорила вся Москва. Они познакомились на каком-то концерте, и закрутилось… Даже несмотря на то, что вскоре они расстались по её инициативе, я уверена, что мама продолжала любить отца. Это чувствовалось по тому, как она о нём говорила. Мне было шесть лет, когда родители развелись, я осталась с мамой. Но мне всегда разрешалось общаться с отцом".

Лишь спустя 20 лет после первой встречи успевший обзавестись машиной, дачей, квартирой Доризо пошёл на штурм примы Театра оперетты Веры Вольской.
Они были вместе около 40 лет, до самой его смерти 31 января 2011-го…


Андрей Питонов.

Вверх