Донбасские крылья Мстислава Ростроповича

27.03.2012 08:55
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Мстислав Ростропович дома. Москва, 1951 г. Фото Евгения Халдея.
Мстислав Ростропович дома. Москва, 1951 г. Фото Евгения Халдея.

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения виолончелиста, дирижера, общественного деятеля, народного артиста СССР Мстислава Ростроповича. Среди великого множества его наград и званий есть и имеющее непосредственное отношение к Донбассу - краю, где начиналось творчество музыканта. К тому же, один знаменитый выходец из шахтерского региона помог становлению Мстислава Леопольдовича, а второй сделал известнейший снимок маэстро. Так что мы по праву можем называть его «наш Ростропович».

«Чувствую, что моя родина - Славянск»

Он родился в Баку в семье виолончелиста и пианистки. Большую часть жизни провел в Москве, где и похоронен на Новодевичьем кладбище. Однако дебютировал на сцене в Донецкой (тогда  Сталинской) области.

- В детстве (кроме Москвы) я знал два города - Оренбург и Славянск. Оренбург -  потому что мама из него родом, да и родня вся была там. Славянск - по воле случая, - вспоминал Ростропович.

Летом 1940 года в Славянске его отец, Леопольд Витольдович, возглавлял виолончельную группу курортного симфонического оркестра. И именно там

13-летний Мстислав впервые в жизни выступил публично, сыграв концерт для виолончели с оркестром Сен-Санса. Вновь сюда он приехал лишь 60 лет спустя… Повод был более чем приятный - Ростроповичу присвоили звание Почетного гражданина Славянска. Причем документальным подтверждением того, что его концертная деятельность началась именно здесь, послужили три публикации в нашей газете (тогда - «Социалистический Донбасс») лета 40-го: от 16 июня, 3 июля и 21 августа.

Решение о присвоении маэстро нового звания повез в 2000 году в Москву раскрутивший всю эту историю бывший секретарь Славянского горисполкома Николай Медведев с сыном Русланом.

- Он принял нас необыкновенно тепло: даже не по-дружески, а по-родственному, - рассказывал «Донбассу» Николай Михайлович. - Мы приехали в Москву восьмого марта. Купили огромный букет для его супруги Галины Вишневской (с солисткой Большого театра, подарившей ему двух дочерей, Ростропович прожил более 50 лет, до самой своей смерти. - Прим. А.К.). А когда я обратился к Мстиславу Леопольдовичу по имени-отчеству, он сразу обрезал: «Я для тебя просто Слава. А ты для меня - Коля»... Искренний, теплый, непосредственный, словно ребенок, Ростропович много шутил. Прощаясь, обещал приехать в Славянск. Но его мечтал заполучить весь мир! Поэтому, когда получили сообщение, что он запланировал приезд на 9 августа, не поверили своим глазам.

На вокзале знаменитость встречали около двух тысяч человек. Все держали цветы, а когда увидели маэстро, разразились аплодисментами. Тогда же на входе в городской музей появилась бронзовая доска: «Великому музыканту века и гражданину мира. С благодарностью от города его музыкальной юности в год 60-летия первого сольного концерта на Славкурорте».

- Вот я приехал сюда, к вам. Чувствую, что мой дом и моя родина - здесь, - признавался 73-летний музыкант. - Я имел 11 квартир в разных странах мира. После чего мне Галина сказала: «Если купишь еще одну - разведусь с тобой немедленно». Приезжаю в Индию. Там так хорошо, так красиво! Иду по улице, думаю: черт, может, комнатку взять?  Вот я сейчас здесь, так приглядываюсь: может, в Славянске тоже?

Так  газета Донбасс освещала визит музыканта Мстислава Ростроповича в 2000 году.

Так наша газета освещала визит музыканта в 2000 году.

В ДК им. Ленина Ростропович принял из рук городского головы диплом и ленту Почетного гражданина Славянска, а также… лихо выпил на глазах изумленной публики чарку горилки, которую по старинному обычаю запорожских казаков ему поднесли на сабле артисты ансамбля «Грайте, музики!».

Он изумлял своей искренностью. Когда услышал, что донбассовцы восторгаются его необыкновенным чувством юмора, признался:

- Без этого жить нельзя! Это меня спасает. Я во всем вижу такую сторону, которая заставляет меня улыбаться, а иногда даже просто хохотать. Мне Никита Михалков рассказал недавно анекдот, так я ехал в поезде из Новгорода в Москву и всю ночь ржал, не мог успокоиться...

Позже, отдыхая на Славкурорте, сестра гения Вероника Леопольдовна вспоминала:

- Брат знал тысячи анекдотов, десятки тысяч историй, и при этом был великолепным рассказчиком. Когда мы жили все вместе, то держали с его женой Галиной щеки, чтобы морщин не было, потому что смеяться приходилось 24 часа в сутки. А если они с артистами-юмористами собирались и начинали шутить, Слава «забивал» даже профессионалов. Гена Хазанов признавался: «Я мальчик против него».

В тот свой приезд Ростропович поделился воспоминанием о визите к Папе Римскому Павлу VI во времена, когда Мстислава Леопольдовича, вступившегося за Солженицына, вынудили покинуть Союз, а позже лишили и советского гражданства. Понтифик сказал маэстро: «Вы стоите уже на середине лестницы - между Богом и землей. И у вас только одна проблема в жизни: что бы вы ни делали дальше в вашей жизни, перед тем,  как что-то сделать, подумайте: это шаг вниз по лестнице или шаг вверх?»

- Я счастлив, что сюда при-ехал. Когда я увидел вас, я понял: это маленький шажок, но всё-таки по лестнице вверх, - уверил славянцев гений.

Соблазнил Прокофьева «сумасшедшим инструментом»

К моменту знакомства с нашим земляком, уроженцем села Солнцевка (сейчас - Красное Красноармейского района), великолепным композитором Сергеем Прокофьевым, Ростропович уже учился в Мос­ковской консерватории, давал концерты, побеждал в международных конкурсах.

У Сергея Сергеевича, напротив, был тяжелый период. После разгромного Постановления ЦК ВКП(б) 1948 года «О формализме музыки» Прокофьев, на которого начались гонения, жил в своем доме на Николиной горе, будто в заточении. Переживал, болел, но продолжал творить.

Судьба свела их весной 50-го, когда Ростропович и Рихтер сыграли прокофьевскую Виолончельную сонату. Композитор разглядел в молодом Мстиславе будущее музыки. А тот сумел пламенем своего таланта заставить гений Прокофьева вспыхнуть с новой силой.

Два лета виолончелист жил в доме Прокофьева. Они творили вместе, забыв об отдыхе, наслаждаясь каждой минутой сотворчества.

- За исключением сна все его мысли были только о музыке, и поэтому темы, которые он записывал на конфетных коробках, кусках бумаги и в своих записных книжках, могли появиться в любое время, - дивился нашему земляку Ростропович.

Итогом совместного труда стала Симфония-концерт для виолончели с оркестром, которую Прокофьев посвятил «своему консультанту» и первому исполнителю, а также незавершенные Концертино для виолончели и оркестра в трех частях и Соната для виолончели соло в четырех частях. Это каким надо было обладать мастерством, чтобы подвигнуть на такие свершения композитора, ранее заявившего известному музыканту Григорию Пятигорскому, без успеха исполнившему его Первый виолончельный концерт: «Мне мало знаком ваш сумасшедший инструмент»?!

18 февраля 1952 года Ростропович играл новый концерт Прокофьева с оркестром. А дирижировал Рихтер. Это был вызов всем, в том числе туполобым критикам, нападавшим на Сергея Сергеевича.

- Когда я вышел, похолодел. Посмотрел - нет рояля... Куда идти?.. И... споткнулся о подиум, - вспоминал Рихтер. - Зал ахнул. От этого спотыкания страх вдруг пропал. Я рассмеялся про себя («какой сюжет!») и успокоился. Нас встретили неистовыми аплодисментами. Аплодисменты авансом - они разозлили меня. Ростропович отвечал поклонами на приветствие публики, но она не давала начать... Того, чего я больше всего боялся, не случилось: оркестр вступил вместе. Остальное прошло как во сне. От большого напряжения мы после окончания были в полном изнеможении. Мы не верили себе, что сыграли, и настолько потеряли голову, что не вызвали Прокофьева наверх. Он жал нам руки снизу, из зала. Мы ошалели. В артистической прыгали от радости...

Симфонию-концерт Прокофьева после смерти композитора ждал всемирный успех. Ростропович долгое время оставался ее единственным исполнителем, играл в Копенгагене, Нью-Йорке, Лондоне, Москве. Ну, а преображение виолончели силами Сергея Сергеевича и Мстислава так поразило великого Дмитрия Шостаковича, что тот сочинил свой знаменитый Первый концерт для виолончели с оркестром. И посвятил его Ростроповичу.

Мстислава Леопольдовича называли «Гагариным виолончели», потому что так, как играл он, не делал раньше никто. «Виолончель я считаю женщиной. Всё, что играю, люблю до обморока», - признавался маэстро. Именно с этим инструментом запечатлел его в 1951-м году знаменитый советский фотограф Евгений Халдей, уроженец Юзовки (теперь - Донецк). Тот снимок считается одним из лучших, хоть после него их были сотни, сделанные на суперсовременной аппаратуре.

Сегодня откроют фестиваль и памятник

«Прокофьев умер полвека назад, - сказал Ростропович в 2003 году. - А ведь я его прекрасно помню. Значит, какой же я старый!». Однако старым он не выглядел даже когда, безнадежно больной, перенеся тяжелые операции, отпраздновал 80-летие. Не стало его через месяц, 27 апреля 2007-го.

Ровно месяц продлится и Третий Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, который откроется сегодня в Москве. Как рассказала дочь маэстро, президент фонда его имени и худрук форума Ольга Ростропович, концерты пройдут во многих городах России, а в течение года - в Германии, Франции, Швейцарии, Англии, Америке и других странах.

Сегодня же в Брюсовском переулке столицы России откроют памятник легендарному виолончелисту работы скульптора Александра Рукавишникова, который знал маэстро с детства. «Рукавишников вложил в эту скульп­туру всю душу - камень ожил», - уверяет дочь Ростроповича.


Андрей Питонов.

Теги: Донбасс, Донецкая область, Славянск, музыка, музыкант, юбилей, культура, виолончель, дирижер, Сергей Прокофьев
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх