Донецкие кардиохирурги спасли сердце пятидневной малышки

17.03.2010 17:46
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Как ни крути, но Игорь Юрьевич для самой маленькой из семьи Шубиных стал крестным отцом.
Как ни крути, но Игорь Юрьевич для самой маленькой из семьи Шубиных стал крестным отцом.

Уникальная операция была проведена в Институте неотложной и восстановительной хирургии им. Гусака АМН Украины.

Скальпель для новорожденной

Рождения ребенка Яна и Артем ждали с нетерпением. Когда молодая мамочка услышала, что у неё девочка, сразу стала вспоминать, какое имя по церковному календарю выпадает на 12 февраля. Так у её красавицы весом в 3350 г и 52 см ростом появилось имя - Анна. Всю беременность выходила на «отлично», по этой же причине выбраться в Донецк на УЗИ из своего села Веролюбовки Константиновского района как-то не получилось. И когда Анечку забрали под наблюдение врача и прозвучали слова о каких-то шумах в сердце, особого значения этому не придала. Страшно стало через сутки, когда ту санавиацией срочно отправили в шахтёрскую столицу.

Семнадцатилетняя мама не находила себе места дома, куда её отправили после родов, а молодая бабушка Рая сидела в коридоре и не переставая молилась. Так все четыре часа, пока длилась операция. На тот момент Анечке исполнилось пять дней. В глазах врача, вышедшего навстречу, она мгновенно увидела положительный ответ, и только тогда с облегчением вздохнула. Весь месяц родня по очереди дежурит «на подхвате» в больнице. А малышка уверенно восстанавливается... во сне: спит беспробудно, почти не плачет. Лишь почмокивает губами, в ожидании очередного «перекуса»: мама поклялась кормить её грудью, что называется, до упора. На днях они вместе отправятся домой. Когда подрастет, возможно, родители сочтут нужным рассказать ей о редком врожденном пороке её сердечка, с которым врачи разобрались, как настоящие волшебники. И даже диковинное название вспомнят - аномалия Эбштейна...

Несчастливый процент

Подобная аномалия встречается с частотой одного процента от всех врожденных пороков развития сердца (один случай на 200 тысяч родов). Впервые его описал в 1866 году патологоанатом Вильгельм Эбштейн. Он же и вывел все «нюансы» отклонений от нормы: смещение трехстворчатого клапана в полость правого желудочка и последствий этого - уменьшения количества выбрасываемой им крови и обеднения кровотока легких. Отсюда цианоз - выраженная синюшность, все признаки сердечной недостаточности. И, увы, далеко не всегда положительный исход. Если смещение незначительное, то с ним жить можно. У Анечки оно было возведено в энную степень. Но наши кардиохирурги сумели поспорить с безжалостным приговором.

- Если при наличии такой аномалии, которая чаще всего проявляется у новорожденных,  ребенка прооперировать в первый месяц жизни, его можно спасти. И подарить уникальный шанс вырасти социально адаптированным. Порок сердца не ставит крест на малыше, как привыкли думать многие, - об этом заведующий отделением детской кардиохирургии Игорь Мокрик говорит со знанием дела. За плечами два года стажировки в Италии (имеет европейский диплом магистра, полученный после защиты диссертации в городе Пиза), шесть лет работы в институте Амосова. И практика, и статистика подобных хирургических вмешательств ему отлично известны - считанные на пальцах операции Сарнса в Америке, единичные случаи в других странах мира. В Украине за подобную операцию у новорожденного он рискнул взяться первым. Степень сложности её по шкале «Аристотель», что называется, зашкаливала. И тем не менее, всё прошло, как было задумано. О чем с гордостью и отзвонил своему учителю в Киев - профессору Василию Лазоришинцу, одному из ведущих экспертов в мире по лечению аномалии Эбштейна. Услышать от того: «Молодец!» - сродни ордену.

Выбор в нашу пользу

Три года назад, получив приглашение от директора ИНВХ им. Гусака Владислава Гриня, Игорь ни разу не пожалел, что сменил столичную прописку на донецкую. Уровень современных технологий и оборудования в институте позволяет браться за самые сложные операции. А главное, это дает возможность помочь маленьким пациентам на месте, где они родились. Временной фактор в этом деле весьма важен. Скольких просто не успевали довезти в больницу, сколькие погибают в первые часы жизни!

...Пытаюсь представить, как «чинят» сердечко размером с младенческий кулачок, как подключают его к самым продвинутым аппаратам... и это получается с трудом. Да и слушать о протезе, направляющем кровоток из главного «моторчика» в легкие, непросто. Анечке предстоит перенести еще две операции, одну - через несколько месяцев, другую - в 2,5 года, чтобы окончательно закрепить результат. Давайте же все вместе пожелаем ей крепкого здоровья на долгие года.

Справка «Донбасса»


Прошло уже почти полтора столетия с тех пор, как была впервые описана аномалия Эбштейна. Но до сих пор ученые не определились с факторами, провоцирующими эту патологию как у взрослых, так и у детей. Наверное, в связи с редкими единичными случаями, не позволяющим провести обширные исследования. По одной из версий, её способны вызвать ионы лития, присутствующие в выбросах металлургических предприятий...


Елена Карпенко. Фото автора

Вверх