Колядки в Сочельник. Пришла коляда накануне Рождества!

06.01.2010 15:14
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Колядки в Сочельник. Пришла коляда накануне Рождества!

Начало святок приходится на рождественский сочельник (24 декабря по ст. стилю / 6 января по новому ст.). Именно в этот момент завершается строгий рождественский пост и начинаются празднества, гулянье и потехи. Одна из древних славянских традиций – колядки, т.е. обрядовые песни, с которыми обходились дома. Колядовали в основном молодые люди и дети. Это было своеобразным развлечением молодёжи в те далекие дни.

Такие обходы домов в течение святок проводились трижды: в Сочельник («рождественская коляда»), под Новый год (в день Василия Великого, или Кесарийского – «васильевская коляда»), в канун Крещения («крещенская коляда»).

Святки традиционно делятся на «Святые вечера» - с 25 декабря (7 января) по 1 (14) января – и «Страшные вечера» - с 1 (14) января по 6 (19) января. Святые вечера относятся к Рождеству Христову, а Страшные вечера считались временем, когда бушует нечистая сила.

Слово «коляда» происходит от греческого καλάνδαι и латинского calendae, что означает «первый день месяца». Изначально словом «коляда» славяне называли Рождество. Но в современном языке значение изменилось, теперь под колядой понимают именно увеселительные обряды с песнями и обходом домов «колядниками», «полазниками», «посевальниками», «щедровальниками» или «колядной дружиной» - столько названий было у колядующей молодёжи. В числе колядующих был «мехоноша», собиравший в мешок все подаяния.

Вот некоторые из таких колядок:

Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле - копнами,
На столе - пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!
* * *
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна ─ пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!

* * *

Щедрикі-ведрикі,
Дайте вареника,
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски,
Решетце овса
І колядка уся!

* * *

Коляд, коляд, колядниця,
Добра з медом паляниця.
А без меду не така,
Дайте, дядьку, п"ятака.
А п"ятак то замалий,
Дайте рубчик золотий!

* * *

Колядин, колядин,
Я у батька один.
Мене не дивуйте
Ковбасу лаштуйте.
Колядин, колядин,
Я у батька один.
По коліна кожушок -
Дайте, дядьку, пирожок!

* * *

Ой, в полі, в полі
Там Господь ходить.
Там Господь ходить, та жито сіє,
Посіяв жито, сіє пшеницю,
Діва Марія їсти носила.
Ой роди, Боже, жито, пшеницю,
Жито, пшеницю, всяку пашницю,
А в полі зерно, а в хаті добро.

* * *

Ой чи є, чи нема пан господар вдома,
Щедрий вечір, добрий вечір, пан господар вдома?
Ой є він, є, сидить поконець стола,
Щедрий вечір, добрий вечір, сидить поконець стола.
А на тім столику три келішки стоять,
Щедрий вечір, добрий вечір, три келішки стоять.
З першого келіха п'є Пречиста Діва,
Щедрий вечір, добрий вечір, п'є Пречиста Діва.
З другого келіха сам Господь ужива,
Щедрий вечір, добрий вечір, сам Господь ужива.
З третього келіха сам господар ужива,
Щедрий вечір, добрий вечір, сам господар ужива.

Как можно заметить из приведенных выше примеров, основной смысл колядок – восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные благопожелания, связанные с богатством, довольством и хорошим урожаем. Многие исследователи считают, что в традиции колядования сплелись воедино христианские темы и аграрная магия.

По ходу проведения колядок использовались различные магические ритуалы, например, осыпание дома зерном или выбивание искр из полена.

Сієм-вієм, посіваєм,
З Новим роком вас вітаєм!
Щастя, радості, здоров"я
Всім вам бажаєм.
Сійся-родися, житечко, пшениця!
Щоб на Новий рік,
Вродило краще, ніж торік.
Щоб діти були здорові,
Їсти кашу всі готові,
Щоб вам була з них потіха,
А нам - грошей з півміха!
Сієм-вієм, посіваєм,
З Новим роком вас вітаєм!

За подобные благие пожелания надо было платить различными вкусностями. Хозяева домов, конечно, знали о том, что к ним придут и заранее готовили угощения. Ведь если пришедшую молодёжь не угостить, можно было за это расплатиться, например, общественным поруганием, которые могло выражаться вот в такой песенке:

У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

Некоторые колядки по отношению к скупым хозяевам были самыми настоящими угрозами:

Коляда, Моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота.
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!

Однако случаи исполнения таких угроз были редки, ведь угощать колядующих было народной традицией и воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Молодёжь щедро одаривали угощениями, которые потом дружно поедались на совместных посиделках (по-нашему, «тусовках»). Если какой-то дом случайно пропускали и не обходили – это воспринималось как плохая примета, предвещающая беду. В дома, в которых в течение года были случаи смерти, колядовать не приходили.

Несмотря на то, что колядками отмечали приход Рождества Христова, сами колядующие воспринимались Церковью как «нечистые». Особенно это относилось к «ряженым» - людям в костюмах и масках (козы, медведя, коня, быка, стариков, цыган, солдат и др.). Переодевание в чужую личину считалось дьявольским действием. Считалось, что в дорождественский период на свободе гуляло много нечисти, и ряженые это отображали. После колядования участники должны были обязательно пройти обряд очищения в церкви или облиться святой водой. А колядующие из южных славян даже воздерживались от секса с супругами в течение нескольких дней после обряда.

Кстати, рождественской елки в домах наших с вами предков не было! Елка на Рождество – обычай северных народов, пришедший к нам из Германии лишь в XVIII веке.

Хозяйкам и любителям кулинарии наверняка знаком и еще один смысл слова «колядки» - это особые пирожки к рождественскому столу. Вот один такой рецепт:

Ингредиенты:

2 стакана муки, 1 стакан муки или молока.

Творожная начинка: 300 г творога, 8 яиц, сахар и соль по вкусу.

Картофельная начинка: 300 г картофеля, 50 мл молока, 2 яйца и 20 г сметаны.

Начинка из варенья: 300 г ягодного варенья, 20 г муки.

Сначала замешиваем тесто из муки и молока. Далее готовим начинку (любую из трёх). Творожная начинка: творог растереть с яйцами. Картофельная начинка: отваренный картофель растолочь до состояния пюре, смешать с молоком, яйцами, сметаной. Начинка из варенья: варенье (например, клюквенное) смешать с мукой. В общем-то, в плане начинки можно фантазировать по своему усмотрению (даже сделать её из грибов!). Из заготовленного теста делаются шарики, раскатываются в лепёшку, внутрь кладётся начинка, а края защипыпаются. Выпекаем. 

А собственно, что мешает и вам поздравить величальными колядками в день святого Рождества своих соседей по лестничной клетке? В нашем мире, где правит Интернет, где люди так разобщены, порой не хватает простого человеческого общения. Угостите соседей самолично приготовленными «колядками», и они, наверняка, одарят вас в ответ чем-нибудь вкусным или даже пригласят на чай.


Анна Шустрова.
По материалам: www.myjane.ru, www.gerhardt.com.ua, 2010.vladbazar.com
Фото: cikavo.com

Теги: праздник, Рождество, православная церковь, традиция, кулинария, Сочельник, история, колядки, святки, рецепт, колядующий
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх