Двадцать лет они гордо именуются соледарцами

16.04.2011 09:10
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Герб города, выложенный из соли, можно увидеть на глубине 300 метров в вентиляционном стволе шахты №3-бис.
Герб города, выложенный из соли, можно увидеть на глубине 300 метров в вентиляционном стволе шахты №3-бис.

А до 1991 года целому поколению местных жителей приходилось испуганно замирать и опускать глаза перед тем, как выговорить, что, мол, мы - карлолибкнехтовчане! Зато логопедических проблем у них, по-видимому, не было с рождения: название города, как скороговорка, быстро исправляло дефекты речи! Об интересном прошлом и настоящем Соледара, накрепко связанного с «солью земли», корреспонденту «Донбасса» удалось узнать от самих жителей, которые очень трепетно относятся к своей малой родине.

Город «Папы Карло»

Когда в 1990 году самый молодой из трех десятков депутатов Карло-Либкнехтовска, преподаватель Сергей Лотохов предложил на сессии изменить название города, большинство коллег просто покрутили пальцем у виска - для переименования нужны большие сред-ства, да и значение личности немецкого революционера тогда еще не подвергалось сомнению. «Ради детей и внуков мы должны сделать это. Все же просто смеются, когда узнают, что ты из города какого-то папы Карло!» - пытался с помощью юмора убедить депутатов Лотохов. Но поддержку среди «махровых» советских чиновников найти оказалось не так-то просто.

Однако глава города Сергей Чубаренко, достаточно независимый в решениях, сказал: дерзай! И Лотохов был назначен председателем комиссии по переименованию. К нему подключились несколько депутатов. Было организовано открытое обсуждение проблемы на страницах местной газеты. Пожилые люди, в основном, высказывались за сохранение названия. А вот молодежь была категорически против Карло-Либкнехтовска. Предлагали четыре варианта: Кристалл, Солеград, Солегорск и Соледар.

Экскурсовод Вероника демонстрирует стенд подземного музея соляной промышленности, на котором есть фото и родоначальника шахтерской династии Георгия Зеленого.

Экскурсовод Вероника демонстрирует стенд подземного музея соляной промышленности, на котором есть фото и родоначальника шахтерской династии Георгия Зеленого.

После встреч с избирателями депутаты в начале 1991 года внесли в сессионный зал огромный рулон бумаги с подписями в поддержку переименования. Их оказалось так много, что полностью развернуть бумагу в сессионном зале не получилось - просто не хватило места! После обсуждения в протокол записали: большинство депутатов проголосовало за Соледар. А вскоре появилось Постановление Верховного Суда УССР о переименовании города Карло-Либкнехтовска в Соледар. Правда, какое-то время в разных местах можно было увидеть название Солидар (от слова солидарность), но соль в конечном итоге победила советские штампы.

«Меньше чем через полгода после этого в стране случились грандиозные перемены, но для жителей нашего города они начались с нового названия», - утверждает сегодня кандидат педагогических наук, доцент Сергей Лотохов.  

Радиационным отходам отказали в прописке

Шум вокруг возможного захоронения радиационных отходов в соляных выработках подняли местные «зеленые» в 1999 году. Основным доводом атомщиков стало то, что в таких шахтах нет ни взрывоопасных газов, ни угрозы обвалов, а глубина погружения весьма большая. Наблюдая, как в нашей стране «под шумок» проворачивались и не такие аферы, соледарцы приступили к активным действиям: создавались инициативные группы для мониторинга прибывающих вагонов, люди устраивали пикеты и открытые обсуждения в прессе.

О тех событиях вспоминает экс-мэр Соледара Александр Воробьев: «Мы отреагировали сразу: запросили выводы ВНИИсоль, в которых однозначно сказано, что этого делать нельзя. Соль сама по себе агрессивная среда, способная разрушать различные материалы. Угрозы подтопления, наличие водоносных слоев могли разнести радиацию до самой Полтавы».

Правительство тогда так и не подтвердило своих намерений относительно захоронений. Вероятно, благодаря резонансным акциям в Соледаре и соседних городах. На то время Соледарский горсовет не только принял официальное решение о запрете захоронений радиоактивных и токсических отходов в соляных шахтах и соляных пластах, но и попросил поддержки у соседей: Артемовска, Краматорска, Славянска, Красного Лимана и Донецка.  

Династия Зеленых работает в соляной шахте почти сто лет

Конечно, живых свидетелей открытия  Брянцевской копи уже нет: в этом году исполняется 130 лет со дня основания графом Николаем Летуновским первого соляного рудника в Донбассе. Но в городе почти все семьи прочно связаны с соляными шахтами. Например, фото нынешнего мэра Юрия Товстокоренко, а тогда просто работника и боксера, выступающего за «Артемсоль», я нашла в буклете десятилетней давности!

Архивные сведения, которые удалось отыскать в Артемовском краеведческом музее и подземном музее соляной промышленности, будут перемежаться с историей династии Зеленых, двенадцать представителей которой трудились и трудятся на соляном производстве почти сотню лет.

В восьмидесятых годах позапрошлого столетия возле деревни Брянцевка на правом берегу реки Мокрая Плотва была начата проходка буровых скважин, которая в 1878 году достигла глубины 292 метра и пересекла девять соляных пластов. Так обнаружили крупнейший сорокапятиметровый Брянцевский пласт, на котором и было решено поставить соляное предприятие. А в 1888 году в эксплуатацию была введена шахта, которая за первые четыре месяца работы выдала на-гора 4141 тонну соли. «По мнению ученых, запасов этого соляного месторождения, занимающего площадь 170 квадратных километров, хватит на многие тысячелетия. За 300 лет промышленной эксплуатации (а раньше добывали выварочным способом) залежи использованы только на один процент», - рассказывает старший научный сотрудник краеведческого музея Игорь Корнацкий.

Именно на Брянцевской копи в 1916 году (сейчас это действующий рудник 1,3) начал свою трудовую деятельность коногоном 14-летний Георгий Зеленый. Тогда не было никаких механических линий: соль добывалась вручную и вывозилась гужевым транспортом. До самой войны проработал Георгий Павлович под землей, а вернувшись в 1943 году без ноги, трудился на поверхности до 1958 года экспедитором по отгрузке соли.

Шахта развивалась, появилось еще четыре рудника. Пять лепестков на гербе Соледара символизируют пять рудников и пять поселков, которые в 1965 году были объединены в один город. На «троечке», как шахтеры ласково называют рудник №3, трудились и сыновья Георгия Зеленого. Василий закончил техникум без отрыва от производства, более 45 лет работал начальником шахтной электроподстанции, Виктор - там же электрослесарем. Средний

Борис много лет проработал бухгалтером объединения «Артемсоль». Младший Сергей начинал горным мастером на шахте Володарского (один из рудников объединения), как и брат, был начальником электроподстанции, пять лет преподавал горную электротехнику в местном училище, которое готовит специалистов для соляной промышленности. Потом семь лет был начальником той самой первой шахты, где начинал работать его отец.

Трудится на шахте третье и даже четвертое поколение Зеленых: сын и невестка Василия в шахте №7, вся семья Бориса Зеленого: сын Александр с женой Ольгой - на шахте №3, их старший сын Сергей - заместитель начальника цеха по переработке соли, средний Александр - машинист конвейера, а младший Денис - студент горного института. Стал подземным слесарем сын Виктора, а дочь Сергея Георгиевича работает в отделе снабжения.

Сам Сергей Георгиевич и после выхода на пенсию не смог оставить родную шахту: уже шестнадцать лет он работает горным мастером по проведению людей в шахте. А проще - подземным экскурсоводом. Кому, как не ему, показывать людям чудесный подземный мир, которому он отдал всю свою жизнь. С искренней гордостью он рассказывает экскурсантам об уникальных свойствах соли, которые позволяют лечиться в подземном санатории людям с проблемами дыхательных путей. О подземной церкви и музеях, расположенных на глубине более 200 метров, о трех достижениях, занесенных в Книгу рекордов Гиннесса, которые были установлены в одной из камер. О знаменитостях, приезжающих полюбоваться подземными красотами.

«Особенно хочется, чтобы молодежь интересовалась. Ведь добывать соль - тяжелый, но прекрасный труд!» - говорит Сергей Георгиевич.

«В этих копях будут отдыхать донецкие деятели»

В 1888 российский химик Дмитрий Менделеев по приглашению графа Летуновского побывал на соляной шахте. И после этого написал статью «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца», в которой утверждал: «В этих копях будут отдыхать когда-нибудь от рабочего устатку донецкие деятели, станут, быть может, и лечиться здесь, потому что воздух с температурой зимою и летом равной около десяти градусов, пропитан солью, дышится легко. И будут задавать фантастические подземные пиры в хрустальных залах с чудным резонансом». Донецкими тогда называли тех, которые живут на берегах Донца.


Елизавета Гончарова. Фото автора.

Теги: Донбасс, Донецкая область, Соледар, история, соль
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх