- Ситуация с заболеваемостью COVID-19 в Украине на 9 марта10:00
- 161 человек пересек линию разграничения на Донетчине по гумкоридору 8 марта09:00
- В ДонОГА анонсировали капремонт трассы "Мариуполь — Бердянск"17:00
- Ситуация на КПВВ Донбасса 8 марта по данным ГПСУ15:00
- В ОРДЛО объявили штормовое предупреждение13:00
- На Донбассе готовят туристический проект для жителей ОРДЛО11:00
- 8 марта возобновит работу гумкоридор в Еленовке17:00
- Пушилин назвал сроки начала всеобщей вакцинации в ОРДО13:00
- Глава ДонОГА Кириленко заявил о восстановлении теплоснабжения в области09:00
- В ОРДО ужесточили наказание за ложные сообщения о минировании17:00
Военные медики на Донбассе: "У нас затишья не бывает"

Корреспондент "Донбасса" побывал во Львовском 66-м военном мобильном госпитале, который с февраля действует в Красноармейске. За это время через руки геройских медиков прошли около четырёх тысяч раненых, травмированных и больных воинов. Также осмотрены четыре тысячи мирных граждан, десятки из которых прооперированы.
Прошли все "горячие точки"
"Мы прибыли сюда 8 февраля 2105-го. Размещаемся во дворе и на первом этаже железнодорожной больницы, где когда-то было детское отделение, в последнее время не функционирующее. Там не было света, воды, канализации. Мы сделали три стационарных туалета, четыре душевых кабины, провели проводку. Обеспечили себя резервуарами для воды и насосами для её подкачки. Это особенно важно для операционной и реанимации, - рассказывает начальник госпиталя, подполковник медслужбы Пётр Гренько. - Наши бригады также работают в Селидово, Курахово. К примеру, знаменитую 25-летнюю санинструктора Ирину Иванюш (позывной "Лютик"), которая подорвалась в районе Авдеевки, спасали в Селидово наши хирурги, знаменитые врачи братья Собки. К сожалению, ей пришлось ампутировать ноги. К счастью, она осталась жива".
С медикаментами сейчас проблем нет. А сперва, как и военных с амуницией, спасали волонтёры. Они же, кстати, передали ЛВМГ семь реанимобилей. Даже из Канады и Англии местные диаспоры прислали по авто. Очень помогает советник губернатора Днепропетровщины Татьяна Губа, за что ей особенная благодарность.
При ЛВМГ работает своя полевая кухня, где, в том числе, готовят кудесники, которые ранее работали шеф-поварами в санаториях, ресторанах. Одна беда - тесновато... И больным, и персоналу. "Нам бы ещё один этаж, - вздыхает Пётр Михайлович. - И бойцы бы не лежали в коридоре (а порой и такое бывает), и медиков могли бы переселить с палаток в более комфортабельные и безопасные условия".
С начала конфликта мобильных госпиталей на территории Донбасса не было. Никто ведь не думал, что война затянется и будет столь жестокой.
"Из представителей нашего госпиталя, который базируется на Львовщине, организовывались медико-сестринские бригады. Они имели автоперевязочную (сбоку машины раскидываются два "крыла" и получается огромная палатка), ЗИЛ-131 с имуществом, автомобиль высокой проходимости УАЗ, (в народе называют "буханкой" или "таблеткой"). Стояли по всем "горячим точкам" с весны прошлого года, - рассказывает Гренько. - Водитель Виталий Турышин был удостоен за свой подвиг в зоне АТО ордена "За мужество" III степени. Возле блиндажа, недалеко от Донецка, когда начался обстрел, стоял ЗИЛ с топливом. Виталий под обстрелом впрыгнул в машину и увёл её в сторону. Едва успел выпрыгнуть, как в авто угодил снаряд. Если бы это случилось у блиндажа, там были бы огненные реки и масса погибших-пострадавших".
Кстати, статус участника боевых действий получили уже свыше 100 представителей ЛВМГ.
Оперировали сутки напролёт
Существует несколько этапов эвакуации раненых. С передовой их доставляют в медслужбы частей, оттуда - в мобильный госпиталь. Далее - глубже в тыл (как правило - в Днепропетровский окружной госпиталь, а в особо тяжелых случаях - в Днепропетровскую областную клиническую больницу им. Мечникова.
"Сначала идёт так называемая сортировка больных, - рассказывает начальник медчасти Сергей Касян. - В противошоковом (входит в состав анестезиологически-реанимационного отделения) их стабилизируют с помощью специальных препаратов. И, в зависимости от состояния, - или в реанимацию, или на операцию. Если человека прооперировали, но он не транспортабелен, остаётся. Некоторым "тяжёлым" переливаем литрами кровь и плазму, стараемся "вытащить". Также у нас поправляются легкораненые. Если же основные функции работают (сам держит давление, дышит), но требуется долгий реабилитационный период, везём в Днепропетровск".
Через руки и души медиков этого госпиталя прошло около четырёх тысяч раненых. Более двух тысяч из них эвакуировали. Ни одного по дороге не потеряли. В смысле - всех довезли живыми... В самом же ЛВМГ за всё это время от ран умерло всего пять человек.
"Из-за того, что изначально обеспечение войск бронежилетами и касками, мягко говоря, оставляло желать лучшего (сейчас ситуация наладилась), было много ранений груди, живота и головы. Сейчас в основном ранения конечностей", - делится Сергей Васильевич
В ЛВМГ было два пика поступлений наших бойцов, покалеченных войной: в феврале, во время "Дебальцевского котла" (150 человек в один день!), а также в июне, когда враг атаковал Марьинку (33 "тяжёлых" в течение суток).
"Когда пошёл поток раненых с Дебальцево, неразбериха была минут десять. Потом всё наладилось и работало как конвейер, - подчёркивает Пётр Гренько. - Автомобиль подъезжал к приёмному отделению, разгружал, отъезжал. Тут же стояли санитарные автомобили, автобусы, на которых мы эвакуировали бойцов (87 человек тогда перевезли!) в Днепропетровск. Наши хирурги и анестезиологи падали с ног, работали сутками".
Неудивительно, что когда недавно в Германии президент Украины Пётр Порошенко посетил наших больных, которые находятся там на реабилитации, воины просили поблагодарить именно сотрудников 66-го ЛВМГ .
"Обидно, что к наградам у нас представлены многие медики, но не получил пока никто. Большинство людей здесь патриоты, шли помочь государству, многие - добровольно. В том числе - достаточно обеспеченные люди.... Увы, но труд военных медиков явно недооценён, - считает Сергей Касян. - Ведь если у солдат бывает затишье, то у нас - нет. Мы всё время с - ранеными, больными. Даже если нет обстрелов, происходят аварии, драки, несчастные случаи, неосторожное обращение с оружием и прочее. И всех везут сюда".
На стенах в противошоковом, через которое прошли сотни солдат, - сказочные рисунки. "Раньше здесь было детское отделение", - поясняет начмед Сергей КАСЬЯН.
Спасение мирных
Бригады госпиталя не только принимают пациентов в местах своего базирования, но и выезжают круглосуточно по вызовам, оказывая помощь, в том числе, раненым мирным жителям.
"Среди нашего персонала - лучшие медики со всех уголков Украины. Есть кандидаты медицинских наук, начальники отделений областных и городских больниц, абдоминальный хирург (живот), торакальный (грудь), окулист, ЛОР, инфекционист, анестезиологи, уролог, стоматолог, нейрохирург, гинеколог, травматолог, - перечисляет Сергей Касян. - Работаем в тесной связке с местными медиками. Помогаем друг другу".
Упавшего в Курахово с пятого этажа ребёнка, получившего тяжелейшую черепно-мозговую травму, оперировал нейрохирург ЛВМГ. Специалисты этого же госпиталя в Селидово спасали шестилетнего мальчика и его трёхлетнего брата, на которых вечером 8 августа рухнула стена после обстрела боевиками из танков села Невельское Ясиноватского района. Именно медики ЛВМГ первыми оперировали пятимесячную малышку Лилечку, получившую 18 августа осколочные ранения живота в результате обстрела российско-террористическими войсками Марьинки. К сожалению, малышка умерла 30 августа в реанимации Днепропетровской областной детской больницы. Зато одному из жителей Красноармейска, который получил сильнейший удар током, медики ЛВМГ запустили сердце, не бившееся около получаса.
"С 14.00 каждый день (кроме субботы-воскресенья) наши медики проводят амбулаторный приём гражданского населения, - уверяет Пётр Гренько. - В день 30-40 человек принимаем. За всё время - более четырёх тысяч человек было осмотрено, около 40 - прооперировано, с десяток с помощью санавиации мы доставили в Днепропетровск".
Чудо-автобус
Во Львовском военном мобильном госпитале №66 есть удивительный автобус для перевозки лёгкой и средней тяжести раненых и больных. Как уверяют медики - единственный в Украине.
"Специально для нас обычный ЛАЗ переоборудовала Львовская лаборатория автобусостроения (научно-исследовательский институт "Автобус"). Внутри - 24 лежачих места, установленных в "три этажа" (метод станка Павловского). С помощью специальных приспособлений они крепятся к стенам. Можно поднимать и опускать, - демонстрирует начальник госпиталя Пётр Гренько. - Нам уже приходилось перевозить одновременно 12 лежачих и под 20 сидячих бойцов - в феврале, после событий в Дебальцево. Но и после этого автобус регулярно выезжает в сторону Днепра, чтобы не загружать местную гражданскую службу скорой помощи".
В автобусе стоит преобразователь от аккумулятора, чтобы преобразовать ток с 12 на 220 Вт. Здесь устанавливается реанимационная аппаратура, во время любой поездки обязательно сопровождение реаниматолога или анестезиолога.
Чудо-транспорт оснащён пневмоподушкой. Низко стоит, чтобы удобно было заносить раненых. Потом накачивает колёса и - вперёд!
Пётр ГРЕНЬКО в удивительном автобусе для перевозки раненых.
Ломка местных и врачей
Несмотря на то, что местному населению оказывают огромную помощь, оно всё ещё с недоверием относится к гостям города.
"Сейчас ещё ничего. А когда мы только сюда прибыли, чего только о себе не наслушались, - вздыхает Пётр Гренько. - Потом люди стали приходить на консультации, получать помощь. Но отношения до сих пор не очень... Проукраински настроена в основном молодёжь. Волонтёры, фермеры, снабжали продуктами. У нас тут рядом школа, ребята периодически устраивают концерты. Патриотические автопробеги к нам дважды заглядывали... За то время, что мы здесь, отношение, конечно, улучшилось. Но ломка стереотипов о "добрых русских" и "кровожадных бандеровцах" происходит тяжело".
Ломку переживают и сами медики. Ведь с таким количеством раненых сталкиваться прежде не доводилось.
"В гарнизонном госпитале случались пулевые ранения по неосторожности, поножовщина по-пьяни. Но минно-взрывные травмы, ужасные осколочные ранения, столько боли и страданий для нас - дело небывалое. Впрочем, как и для всей страны, - отмечает Сергей Касьян. - Конечно, были стрессы. Некоторые начинали пить... Случались срывы. Проводили беседы, пытались вытащить таких из депрессии. Замечено, что "ломка" случается в первые три недели, а потом повторяется примерно через два месяца. Важно не сломаться. Выдерживают не все. С несколькими коллегами пришлось попрощаться".
Но это, естественно, капля в море. Подавляющее большинство военных медиков с честью выполняют свой долг. Круглосуточно спасая и защитников, и мирных граждан. Что помогает им самим? Опыт, вера и, конечно, любовь. К своей Родине, к пациентам... И не только. За время пребывания в Красноармейске в ЛВМГ сыграли одну свадьбу (медсестрички и водителя), на подходе - вторая (медсестричка и начальник склада).
Любовь таки спасёт этот мир...
Андрей КРИВЦУН.
Теги: Донбасс, война, Красноармейск, госпиталь, медики
- Как живет военный мобильный госпиталь в Красноармейске (ВИДЕО)
- Из зоны АТО уходят медики-добровольцы
- Медсестра Надежда Лазерко: "За годы войны наш санитарный поезд спас более 25 тысяч раненых"
- В госпитале Красноармейска - эпидемия самоубийств среди военных
- Президент назвал войну первой отечественной
- У зоні АТО він розгортається за 24 години (ВИДЕО)
- Ситуация с заболеваемостью COVID-19 в Украине на 9 марта10:00
- 161 человек пересек линию разграничения на Донетчине по гумкоридору 8 марта09:00
- В ДонОГА анонсировали капремонт трассы "Мариуполь — Бердянск"17:00
- Ситуация на КПВВ Донбасса 8 марта по данным ГПСУ15:00
- В ОРДЛО объявили штормовое предупреждение13:00
- На Донбассе готовят туристический проект для жителей ОРДЛО11:00
- 8 марта возобновит работу гумкоридор в Еленовке17:00
- Пушилин назвал сроки начала всеобщей вакцинации в ОРДО13:00
- Глава ДонОГА Кириленко заявил о восстановлении теплоснабжения в области09:00
- В ОРДО ужесточили наказание за ложные сообщения о минировании17:00