Все рубрики раздела
- Фены Дайсон – сушка волос без негативных последствий14:00
- Огляд чохлів для Samsung Galaxy A25 (A256): Що нового на ринку?13:30
- SOFTSWISS закликає лідерів галузі приєднатися до ініціативи підтримки України18:00
- Задняя крышка телефона — мелочь, которая выполняет важные функции19:00
- Правда про мегашар від першої особи з Evolution для Українських гравців16:00
- Как найти подходящую замену утерянному или поврежденному пульту для телевизора?15:00
- Кем работать в США? 4 профессии, куда охотно берут иммигрантов12:00
- ПаріМач зсередини: повний огляд можливостей та функцій18:00
- Як пройти реєстрацію в Goxbet? 12:00
- Обзор iPad как замены бумажных учебников18:00
Как сделать из ребёнка отличника
Можно ли «заставить» ребёнка учиться на «отлично», не заставляя?
Нагрузки на детей в школах в последнее время выросли, и поддерживать высокий статус отличника становится сложнее. Как обеспечить хорошие отметки в дневнике, не заставляя ребёнка со слезами сидеть над домашними заданиями и не формируя отвращения к учёбе «из-под палки»? Есть несколько «партизанских» способов.
Метод «зелёных чернил»
С моими сочинениями, диктантами и контрольными такое случалось редко, но я до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю щедрые учительские росчерки красными чернилами. Помню, преподаватели в нашей школе обычно ставили в дневнике отметки синей пастой, но «двойки» (а иногда и «тройки») - непременно красной. Такое ощущение, что наше внимание хотели заострить на неудачах: «Ошибся!»
Татьяна Иванко, знаменитая на просторах Интернета мама, ведущая блог о воспитании детей, практически не водила свою дочь в школу раннего развития, предпочитая заниматься с нею дома самостоятельно. Проверяя, как дочка выводила в тетради крючки, кружочки и другие фигуры, Татьяна использовала вместо классической красной пасты зелёную. Она не подчёркивала ошибки, а, напротив, обводила в кружок крючки, которые удались дочке лучше всего, со словами «Идеально» и т.п.
По мнению Татьяны, когда внимание ребёнка концентрируется не на ошибках, а на том, что сделано хорошо, он получает совсем другие эмоции, заряд мотивации, хочет снова и снова делать то, что у него получается. Формирование любви вместо отвращения к обучению - лишь вершина айсберга. Умение акцентировать внимание на успехах и не переживать за ошибки наверняка не раз поможет стойко переносить сложные ситуации и двигаться к цели, несмотря ни на что, во всей последующей жизни.
Быть или казаться?
Люди субъективны, и школьные педагоги - не исключение. Есть один старый образовательный фильм - «Я и другие». В нём показано несколько экспериментов, во время одного из которых студентам демонстрируют фотографию мужчины и просят составить его психологический портрет. Фотография всегда одна и та же, но вводную информацию студентам дают разную. Одним участникам экспериментатор говорит, что на фото преступник-рецидивист, а другим мужчину представляют как известного учёного. В итоге психологические портреты сильно различаются - от «хитрого и безжалостного садиста» до «приятного человека, который, наверное, любит детей».
Отличник - зачастую такой же «психологический портрет». У педагогов в классах бывают свои любимчики - их неудачи и неправильные ответы частенько списываются на переутомление, болезнь, «не тот день». Есть и так называемые хронические двоечники - правильный ответ такого ребёнка у доски может восприниматься как «угадал» или «задача была лёгкой».
Я немного утрирую, но часто в стенах школ наблюдаются похожие явления. И родитель - именно тот человек, который может на них повлиять. Большую роль играет то, как вы общаетесь с педагогом, как преподносите своего ребёнка, какой образ создаёте. Речь не идёт о том, чтобы полностью компенсировать отсутствие знаний хорошими отношениями с учителями, просто школьник начинает выглядеть в глазах педагога иначе, и получает более высокие шансы раскрыть свой потенциал.
Вашему ребёнку нужна цель
В древнегреческом мифе о Сизифе повествуется о жестоком и бессмысленном наказании, которому был подвергнут в царстве теней основатель и царь Коринфа. Сизиф должен был раз за разом вкатывать на вершину горы огромный камень, после чего тот сразу срывался вниз.
«Сизифов труд» - словосочетание, которое часто используют для описания бессмысленной, не имеющей цели работы. Именно так многие дети воспринимают учёбу в школе. Для чего нужно вставать с утра пораньше, идти в школу, просиживать штаны за партой, а вечером выполнять надоевшие домашние задания?
Если вы хотите заинтересовать и мотивировать ребёнка, заставить стремиться к хорошим оценкам - покажите ему цель. Пусть он знает, для чего все усилия, к чему он стремится. Хорошая цель - поступление в престижный вуз, возможность в будущем овладеть желанной профессией. Пусть ребёнок понимает, что делает первый шаг именно сейчас, высчитывая дискриминанту в домашнем задании по алгебре.
Подойдут и более приземлённые цели. Ребёнок хочет новый велосипед или роликовые коньки? Пусть ради этого закроет хорошими оценками учебный год.
Сила самообразования
Говорят, что лучший способ стать эрудированным и разносторонним человеком - больше путешествовать. Из школьных учебников можно получить много знаний, но они зачастую сухие и скучные. Знание приобретает краски и становится интересным, когда оно живое, на него можно посмотреть, потрогать.
Доказано: человек лучше и охотнее запоминает ту информацию, которая ему интересна. Ребёнка нужно чаще водить по музеям, зоопаркам и другим местам, где он может в увлекательной форме познать мир. Не стоит замыкаться на школьной программе, чтении параграфов «от сих до сих». Намного ценнее привить ребёнку любовь к самообразованию - тогда и школьная программа будет даваться проще.
Совет от старого учителя физики
Одним из своих лучших школьных учителей я считаю преподавателя по физике Афонина Юрия Михайловича. Этот незаурядный человек научил наш класс не только своему предмету, но и тому, как нужно воспринимать сам процесс обучения. Мы приходили, чтобы узнать второй закон Ньютона, а получали багаж знаний, который выручает в жизни до сих пор.
Однажды, в день контрольной работы, Юрий Михайлович спросил у меня: «Ну что, учил?» На мой утвердительный ответ недовольно покачал головой: «А вот не надо учить. Понимать надо». Эта мысль красной нитью проходила через все наши уроки физики, и сейчас я всё больше ощущаю её ценность.
Зубрёжка не даётся легко, а полученные таким образом знания быстро забываются и не приносят пользы. Важно научить ребёнка понимать, вникать в суть сложных предметов и явлений. Одно дело заучить сложную формулу и совсем другое - знать, как она работает в жизни, какие явления стоят за каждой цифрой, почему в этом месте логично именно умножать, а не делить.
На мой взгляд, именно такой подход к обучению позволяет преподносить знания в максимально интересной, лёгкой форме, зачастую вообще в виде игры. Да и ребёнку их усвоить будет гораздо проще, чем набор непонятных цифр и фактов.
Это должны понимать не только педагоги, но и родители, ведь ответственность за то, насколько умными и успешными будут наши дети, в первую очередь лежит на нас самих. А значит, мы должны находить время и активно принимать участие в их образовании.
Артем КАБАНОВ, педиатр.
Теги: Донбасс, дети, психология, школа, отличник, ребёнок
- В Краматорске посчитали потенциальных первоклашек
- Пятиклассницы не поделили место за партой: одна девочка попала в больницу
- В Мариуполе "охотятся" на прогульщиков
- Родители восстали: боевики «ЛНР» хотят отнять у детей школу и превратить ее в казарму
- Первый класс экстерном. Донецкий опыт
- Как мамы мешают детям жить
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Monobank анонсировал выпуск банковских карт, посвященных Донецкой области15:00
- За 16 апреля россияне убили 1 жителя Донетчины12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- За 15 апреля россияне убили 1 и ранили 2 жителей Донетчины - ОВА13:00
- В "ДНР" запретили движение по трассе Горловка – Пантелеймоновка12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Появились спутниковые фото последствий удара по оккупантам в Луганске16:00
- Скончался экс-ректор Донецкого национального университета академик Владимир Шевченко15:00
- Оккупанты проводят "аудит" захваченных предприятий Донетчины - ЦНС11:00