Борис Дуров. Как Мастер создавал свои картины

12.03.2012 19:30
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
«Я - за кинематограф яркий, зрелищный, с открытыми страстями, с напряженной интригой, с экстремальными ситуациями, в которых интересно и героям, и зрителям», - говорил Борис Дуров.
«Я - за кинематограф яркий, зрелищный, с открытыми страстями, с напряженной интригой, с экстремальными ситуациями, в которых интересно и героям, и зрителям», - говорил Борис Дуров.

Сегодня исполнилось 75 лет со дня рождения замечательного режиссера, заслуженного деятеля искусств РФ Бориса Дурова. К сожалению, фамилия создателя таких замечательных лент, как «Вертикаль» и «Пираты ХХ века», оказалась затенена ими же. О Борисе Валентиновиче, который родился в Славянске, но большую часть жизни провел в России, почти нет информации в Интернете, а его могила на Митинском кладбище Москвы (скончался наш земляк 5 апреля 2007-го - сказались последствия инсульта) не является местом паломничества. Сегодня «Донбасс» исправляет эту несправедливость, рассказывая о Мастере и о том, как он создавал свои картины.

«Вертикаль»: дебютанты «поставили» на Высоцкого

В кино Дуров пришел не сразу. Сперва было Казанское суворовское училище, потом - Рижское высшее инженерно-авиационное… Лишь в тридцать лет дипломированный инженер-электромеханик окончил режиссерское отделение ВГИКа. Тогда же, в 67-м, дебютировал. Да как!  Вместе со Станиславом Говорухиным они сняли ленту об альпинистах «Вертикаль», где сыграли Владимир Высоцкий (первая его большая роль, после которой барда стали узнавать не только по голосу, но и в лицо) и Лариса Лужина.

К Черному морю друзья Дуров и Говорухин приехали, чтобы снимать дипломную работу - две короткометражки «Морские рассказы». Но тут, будто снег на голову, свалилось предложение директора Одесской киностудии, у которого «горел» сценарий - сделать полнометражную картину об альпинистах, оказавшихся в смертельной опасности. Борис и Станислав, конечно, согласились. Однако оригинал (он тогда назывался «Мы одержимые», а не «Вертикаль») оказался так плох, что взялись переписывать.

- Написали сами всё совершенно по-другому, но такую же лабуду. Поняли, что фильм прогорит, - вспоминал Говорухин. - Потом нас вдруг осенила идея построить его на песнях, сделать такую романтическую картину. Стали думать, кого пригласить... Визбора?  Окуджаву? И остановились на Высоцком.

«Сватать» актера Театра на Таганке, песни которого к тому времени уже были популярны, поехал Дуров.

- Я ему рассказал о фильме, дал сценарий. Он прочитал и сказал: «По-моему, дерьмо полное». Я говорю: «Тут ты угадал». И выдал нашу идею насытить фильм его песнями. Вот это уже Володю заинтересовало, - уверял Борис Валентинович. - И когда мы позже с ним созвонились, он говорит: «С удовольствием приеду».

- Жили всей группой в гостинице высоко в горах Кабардино-Балкарии, вместе с альпинистами. Они тянулись к артистам. Душой компании был Высоцкий, - рассказывал Говорухин. - Он отличался удивительной общительностью и умением создать неприхотливую обстановку. Гитара всегда была с ним, и он пел, даже когда его не просили… Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как создал ставшие такими популярными песни.

Владимир Высоцкий в Вертикали.

Владимир Высоцкий в «Вертикали».

Многие признают, что именно Высоцкий и его «Песня о друге» (написана после того, как консультант картины, известный альпинист Елисеев, рассказал барду случай из собственной практики: шестерка восходителей терпела бедствие, и вели себя люди в этой ситуации по-разному), «Здесь вам не равнина...», «Мерцал закат, как сталь клинка...», «Прощание с горами» сумели из незатейливой картины сделать вещь живую, настоящую, пробирающую, ставшую своей для многих поколений. Но ведь Владимира нужно было, во-первых, убедить сниматься в картине, во-вторых, создать атмосферу, которая подтолкнула бы барда к рождению песен.

- Мы три недели тренировались, лазили, жили на леднике... Я видел там настоящую мужскую дружбу, которая может быть только у Ремарка в «Трех товарищах» и вот в горах у альпинистов - больше нигде, - делился Высоцкий. - Когда через год после съемок я снова приехал в горы, увидел, что слова «Здесь вам не равнина» высечены на могиле трех погибших ребят...

К сожалению, не все песни Владимира Семеновича, написанные им во время съемок, вошли в фильм. Как заявили представители худсовета: «Тогда это будет уже не кино, а концерт». «За бортом» оказалась даже ставшая сверхпопулярной «Скалолазка».

- А ведь вырезанная сцена была снята необыкновенно красиво. Володя пел мне её в палатке. Мы были вдвоем, все ушли на восхождение. В это время опустилось облако и разделило нас. А Володя в этой сцене песней «объяснялся» мне в любви, - рассказывала Лариса Лужина.

Кстати, как признавалась год назад «Донбассу» народная артистка, любовь у нее с бардом была только в кино:

- Нам приписывали роман, особенно, когда стало известно, что именно мне, побывавшей к тому времени в Каннах, Париже, Осло, Тегеране (естественно, я делилась рассказами об этом, не подозревая, что бард всё «мотает на ус»), он посвятил песню «Она была в Париже». Но это всё - глупости. Владимир пытался ухаживать за мной, но делал это, скорее, в шутку...

«Пираты ХХ века»:  мариупольский след и брежневское «добро»

В конце 70-х Говорухин прочел в одной из газет заметку о том, что морские пираты в водах Средиземного моря напали на итальянское судно. Разбойники похитили груз - 200 тонн урановой руды, уничтожили экипаж. Это сейчас такие новости стали едва ли не обыденностью: мировое сообщество никак не может найти управы на сомалийских головорезов. А тогда это был не факт - «конфетка».

Станислав задумал сценарий будущего фильма, где фигурировали бы советские моряки. Позвонил Дурову, тот загорелся идеей:

- Слушай, здорово! Я даже, кажется, знаю, как нашим удастся отбиться. Ты что-нибудь знаешь о каратэ?

Решили, что сценарий напишут вместе, а снимать фильм будет Дуров, поскольку Говорухин в то время запускался с картиной «Место встречи изменить нельзя».

- Мы сразу отказались от излишней сентиментальности, - вспоминал Борис Валентинович. - Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль. В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и «зарубили» уран. Тогда мы предложили «погрузить» на корабль опиум для фармацевтической промышленности - товар на миллионы долларов. Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: «Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов? Потеря партийного билета - тяжкое преступление». В общем, опиум мы отстояли…

С боем пробивали и драки, особенно с применением приемов каратэ (этот вид борьбы в Советском Союзе развивался почти подпольно). Кстати, Дурова и Говорухина консультировал известный каратист Тадеуш Касьянов. Потом он сыграл в фильме боцмана, а его друзья-спортсмены - пиратов и советских моряков.

Николай Ерёменко за роль боевого механика был признан журналом Советский экран в 1980-м лучшим актером года.

Николай Ерёменко за роль боевого механика был признан журналом «Советский экран» в 1980-м лучшим актером года.

Несмотря на то, что основную часть фильма делали в Крыму, имеется в ленте и донбасский след. Начало, к примеру, снимали в мариупольском порту. А белоснежный корабль «Нежин», который позже по сценарию трагически гибнет в огне, на самом деле - мариупольский сухогруз «Фатеж», капитально отремонтированный в 1985-м и «перебравшийся» в Севастополь. Кстати, и пиратский быстроходный «Mercury» (в реальности - теплоход «Адмирал Лунин») тоже имел мариупольскую прописку Азовского морского пароходства. После съемок его продали в Грецию, где он служил до 1999 года, пока не погиб от взрыва.

- Мы жили в Жданове (так тогда назывался Мариуполь - Прим. А.К.) в отеле, неподалеку от порта, - рассказывал Дуров. - На завтрак получали полстакана сметаны с какой-либо булочкой, разбавленный кофе. И - на пароход… Нас шумно приветствовал капитан и обычно звал в кают-компанию. И вот там уж кормили аппетитными завтраками и обедами целый месяц - все потолстели.

Фильм был готов в 1979 году, но представители ЦК ВЛКСМ обвинили его создателей в большом количестве сцен жестокости и насилия (стрельбы, драк, крови, издевательств над пленными - обычного набора теперешних боевиков - там, действительно, хватало). «Пираты…» легли «на полку». Однако кто-то умудрился подсунуть кассету с ним Леониду Брежневу. Генсек был в таком восторге от фильма, что его, ясное дело, пустили в широкий прокат.

Рекорд ленты (за год творение нашего земляка посмотрели около 90 миллионов человек - каждый третий житель Союза!) остался в СССР не побитым. И это при том, что «Пираты ХХ века» вышли с явно заниженным тиражом, а соревноваться им пришлось с такими хитами, как «Москва слезам не верит» и «Экипаж», показанными в том же 80-м. Просто люди ходили на «советский боевик» по 5-7 раз…

- Однажды, году в 82-м, мы приехали во Вьетнам, - вспоминал Говорухин. - Меня представляют: мол, известный советский режиссер, снял «Место встречи изменить нельзя» и всё такое... Ноль внимания, а потом переводчик сказал: «Он, кстати, еще и автор сценария «Пиратов ХХ века». Когда вьетнамцы это услышали, чуть от радости с ума не сошли. Каждый хотел до меня дотронуться, потому что эта картина была в Юго-Восточной Азии суперпопулярна.

- Мы и сами не знали, сколько у нашего фильма копий в прокате. Но если бы нам платили за каждую, как это принято за границей, стали бы миллионерами, - признавался Дуров, снявший также известные ленты «Не могу сказать «прощай», «Лидер», сериал «Тайный знак».

Ерёменко мог погибнуть

В «Пиратах ХХ века» сыграл Талгат Нигматулин, чемпион Узбекистана по каратэ. Борис Дуров, столкнувшись с парнем в павильоне, отдал молодому актеру с восточной внешностью роль колоритного злодея - пирата Салеха по прозвищу Малыш. Талгат тут же поделился новостью с однокурсником по ВГИКу Николаем Ерёменко и посоветовал ему попробоваться на роль механика Сергея Веремеева - противника Салеха.

- После фильма «Красное и черное» режиссеры видели во мне лишь героя-любовника. И поначалу Дуров не был во мне уверен, - откровенничал Ерёменко. - Роль в этом фильме требовала не столько актерского таланта, сколько физической подготовки: нужно было хорошо плавать и драться. Когда режиссер начал объяснять спецзадачу, я предложил ему пощупать мои бицепсы. Дуров пощупал - оценил. Я снял рубашку и сделал перед ним сальто. После этого он тут же меня утвердил…

Все трюки Николай выполнял сам. Во время съемки сцены, когда его герой прыгает со скалы на борт корабля, актера чуть не затянуло под лопасти винтов.

- Не знаю, как удалось выбраться. Прыгнул рядом с бортом, а вынырнуть не могу, - делился он. - Травмы, полученные на тех съемках, сказывались долго.


Андрей Кривцун.

Теги: Донбасс, , Донецкая область, Славянск, фильм, режиссер, юбилей, культура, Владимир Высоцкий, СССР
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх