Законодательные эксперименты: введение 10 % сбора с оборота строительных проектов

19.03.2009 15:14
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт

Кризис оказался наиболее подходящим периодом для законодательных экспериментов в сфере жилищного строительства. К такому выводу приходит адвокат ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Наталия Доценко-Белоус, комментируя последние законодательные изменения.

За первый квартал 2009 года участникам рынка жилищного строительства пришлось освоить законодательные особенности упрощенного разрешительного алгоритма и усовершенствованного финансового механизма, ощутив на себе действие Законов Украины №800 от 25 декабря 2008 года, №692 от 18 декабря 2008 года, №693 от 18 декабря 2008 года.

Но совершенству нет предела, и законодатель на этот раз продолжил совершенствовать государственное регулирование в строительстве, приняв в первом чтении законопроект  №2464 от 12.05.2008 года.

Ожидаемое «усовершенствование» государственного регулирования в сфере строительства, как ни странно, направлено на очередное корректирование финансово-кредитных механизмов.

Напомним, что с 12 июня 2009 года, через три месяца после вступления в силу Закона Украины   №692 финансово-кредитные механизмы де-факто станут единственно допустимым способом привлечения средств в жилищное строительство для новых проектов, несмотря на декларативно допустимое использование ИСИ и целевых облигаций согласно статье 4 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности».

Такой эффект эксклюзивности ФКМ был достигнут благодаря внедрению обязательной регистрации проектной декларации застройщиками в инспекциях ГАСК до начала привлечения средств в строительство и до получения разрешения на выполнение строительных работ (статья 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий»). В проектной декларации застройщиков обязали указывать управителя ФФС, соответственно если застройщик предполагал привлечь средства через целевые облигации или через ИСИ, то в этом случае он не сможет надлежащим образом оформить проектную декларацию и соответственно не получит разрешение на выполнение строительных работ. 

Если Законом №692 законодатель придал  ФКМ статус де-факто единственно допустимый способ финансирования строительства (внедрив проектную декларацию), то законопроектом  №2464 от 12.05.2008 он предпринял попытку увеличить доходы государственного бюджета за счет застройщиков и ужесточить требования к участникам финансово-кредитных механизмов (далее – ФКМ).

Адвокат Наталия Доценко-Белоус отмечает, что усовершенствованное государственное регулирование будет выглядеть следующим образом:

(а) предлагается ужесточить требования к управителям – банкам. Так для осуществления деятельности по управлению средствами ФФС и ФОН заинтересованным банкам потребуется получить разрешение НБУ. Напомним, что с 12 марта 2009 года были ужесточены требования к финансовым компаниям – управителям ФФС, уставной капитал которых должен быть сформирован денежными средствами в размере не менее 1 млн. евро. Привести свои финансовые показатели к данному требованию, действующие финансовые компании обязали в течение 1 года.

(б) наконец-то законодатель согласился признать в качестве застройщика ФКМ лицо, имеющее права на земельный участок под застройку, а не только функции заказчика строительства.

(в) восстановлено отмененное 12 марта 2009 года ограничение на сумму средств, которая может пребывать в управлении финансовой компании. законопроектом предлагается ограничить сумму средств, которая может пребывать в управлении у управителя ФФС или ФОН, 50 –кратным размером собственного капитала.

(г) страхование за счет застройщиком  в ФФС строительно-монтажных работ предложено  исключить из числа обязательных видов страхования.

(д) законопроект предписывает остаток привлеченных средств и средств оперативного резерва, который на сегодня финансовыми компаниями формируется в размере 10% от суммы привлеченных средств,  возвращать доверителям или возвращать в государственный бюджет. И чем Вам не 10%  налог (сбор) с оборота. В действующей редакции Закона «О финансово-кредитных механизмах…»  предполагается средства оперативного резерва в ФФС вида А возвращать застройщику (статья 17).

(е) Госфинуслуг наделяется внесудебным правом замены управителя в порядке, установленном КМУ.

Самое курьезное в принятом законопроекте, это то, что он абсолютно не учитывает изменения, внесенные Законом №693 от 18 декабря 2008 года в Закон Украины «О финансово-кредитных механизмах…», поскольку он был зарегистрирован в ВРУ 12 мая 2008 года.

По мнению Наталии Доценко-Белоус, совсем скоро череда законодательных тактических действий завершится достижением стратегических целей – получением финансово-кредитными механизмами статуса единственно допустимого способа финансирования жилищного строительства и внедрением 10% отчисления (оперативный резерв ФФС) с проектов жилищного строительства в государственный бюджет (измененная  законопроектом статья 16 Закона «О финансово-кредитных механизмах…»).  Стоит согласиться, что эта мера в перспективе спровоцирует дефицит предложения на рынке первичного строительства жилья, поскольку в таких условиях многие из застройщиков будут вынуждены уйти с рынка или переориентироваться на строительство коммерческой недвижимости. А дефицит предложения повлечет за собой не удовлетворенный спрос, рост цен и как результат монополизацию данного сегмента рынка.


По материалам: www.financial-strategies.com.ua/

Теги: экономика, Украина, законопроект, финансы, кредит, строительство, адвокат, законодательство
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх