Найден ген, вызывающий устойчивость к инсулину

08.09.2009 15:00
Найден ген, вызывающий устойчивость к инсулину

Международная группа учёных из Канады, Франции, Великобритании и Дании обнаружили новый ген, изучение работы которого, возможно, позволит улучшить методы лечения диабета второго типа.

В отличие от большинства генов, нарушения в работе которых считаются причинами диабета, новый ген — субстрат инсулинового рецептора 1 (Insulin Receptor Substrate 1, IRS1) — не влияет на синтез инсулина в поджелудочной железе, а отвечает за реакцию организма на попадание инсулина в кровь. В отличие от большинства известных в настоящее время генов, которые снижают уровень синтезируемого инсулина в клетках поджелудочной железы, данный ген уменьшает резистентность к инсулину.

Субстрат инсулинового рецептора IRS1 — первый рецептор в клетке, который активируется инсулином и посылает сигнал о присутствии инсулина, запуская внутриклеточные процессы усвоения глюкозы.

В ходе исследования были изучен генетический материал от более чем 6 000 человек. В результате специалисты установили, что развитие резистентности к инсулину вызывается мутацией, затрагивающей всего один нуклеотид — «букву» в молекуле ДНК (это так называемый однонуклеотидный полиморфизм). Данная мутация сокращает количество (и активность) 40 процентов инсулиновых рецепторов IRS1. Таким образом, даже если инсулин вырабатывается в нормальном объёме, он не будет полноценно восприниматься клеткой.

Учёные надеются, что поиски путей воздействия на структуру гена IRS1 помогут вернуть чувствительность клеток к присутствию инсулина. Результаты работы опубликованы в Nature Genetics.

По материалам: www.strf.ru