Ученые смогли превратить стволовые клетки в нейроны

04.03.2011 18:30
Ученые смогли превратить стволовые клетки в нейроны

Исследователи из Северо-Западного университета (США) во главе с Джеком Кесслером и Кристофером Биссоннеттом впервые «уговорили» стволовые клетки превратиться в клетки мозга, которые по неизвестной до конца причине отмирают у людей, страдающих болезнью Альцгеймера.

Обычно изучение процессов, происходящих при этом недуге, и разработка новых методов лечения проводятся на мышах. Поскольку отныне в чашке Петри можно создавать сколько угодно человеческих нейронов, работа пойдёт быстрее и, надо надеяться, результативнее. В будущем, возможно, специалисты научатся пересаживать свежие клетки взамен утерянных.

Речь идёт о базальных холинергических нейронах переднего мозга, которые помогают гиппокампу извлекать на свет божий воспоминания. Да, именно так: на ранней стадии болезни Альцгеймера теряется способность вспоминать, но не сами воспоминания. Этих нейронов и без того мало, а при развитии недуга они гибнут очень быстро.

Трансплантация новоявленных нейронов в гиппокамп мышей показала, что они функционируют нормально: производят аксоны (соединительные волокна) и ацетилхолин (вещество, необходимое для извлечения воспоминаний из других частей мозга).

Уже после того, как статья по итогам исследования отправилась в научный журнал, учёные обнаружили ещё один способ получения нейронов: из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, полученных из клеток кожи. В качестве сырья выступили клетки кожи трёх групп людей: пациентов с болезнью Альцгеймера, здоровых индивидов без семейного анамнеза и здоровых людей с повышенным риском развития заболевания (из-за всё той же семейной истории). «Это новый способ исследования, — говорит г-н Кесслер. — Это реальные люди с реальными болезнями — вот почему это так интересно».

По материалам: science.compulenta.ru