Ученые нашли новый вид свиного гриппа

11.09.2012 15:40
Ученые нашли новый вид свиного гриппа

Всего несколько генетических мутаций, и вирус гриппа свиней снова приведёт к человеческой пандемии.

Такой потенциал Роберт Вебстер из Детской исследовательской больницы Св. Иуды (США) и его коллеги рассмотрели по крайней мере у одного вируса, выделенного у корейских свиней. Он вызвал сильный грипп у хорьков (модельного организма, выступающего заменителем людей в исследованиях гриппа) и размножился в образце человеческой лёгочной ткани.

Свиньи, как известно, представляют собой своеобразную ёмкость для смешивания вирусов гриппа птиц, свиней и людей, где они обмениваются генами. Получающиеся в результате вирусы — так называемые тройные реассортанты — могут адаптироваться к человеческому организму. Именно тройной реассортант вызвал в 2009 году пандемию гриппа H1N1.

Похожий вирус исследователи обнаружили среди нескольких штаммов, выделенных у корейских свиней. A/Swine/Korea/1204/2009 (другое название — Sw/1204 (H1N2)) несёт мутации, которые помогают ему входить и выходить из клеток-хозяев. Одна из мутаций изменяет «цепкий» белок на поверхности вируса — гемагглютинин, с помощью которого вирус ухватывается за клетки желудочно-кишечного тракта птиц и дыхательной системы свиней и людей.

Ещё одна мутация привела к изменению другого белка, нейраминидазы, которая позволяет вирусу в нужный момент освобождаться от клетки-хозяина. Ни одна из этих мутаций не связана с вирулентностью по отдельности, но все вместе они помогли вирусу инфицировать хорьков. Дело в том, что вирусу необходимо нащупать верный баланс между способностью плотно прилипать к клеткам и резко освобождаться, и в данном случае это ему удалось.

Хотя вирус сделал хорьков больными и легко передавался между ними, нет никакой гарантии, что он будет вести себя точно так же у людей, подчёркивает биохимик Джеймс Полсон из Исследовательского института Скриппса (США). Люди, по-видимому, не передают друг другу вирус гриппа H1N2, поскольку наша иммунная система поднаторела в борьбе с другими вирусами гриппа, которые содержат сходные компоненты.

Тем не менее вирусолог Даниэль Перес из Университета штата Мэриленд (США) видит в обнаружении этих мутаций повод для беспокойства. Исследователи не могут предсказать, как будет вести себя вирус гриппа, по одним лишь генам. Имеет смысл задействовать систему раннего предупреждения пандемии.

По материалам: science.compulenta.ru