Чернобыльцы: "По нам ударили радиация и правительство"

14.12.2011 08:00 Комментарии (7)
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
«Ряды участников ликвидации аварии на ЧАЭС сократились в нашей области на пять тысяч», - уверяет Владимир Николаевич.
«Ряды участников ликвидации аварии на ЧАЭС сократились в нашей области на пять тысяч», - уверяет Владимир Николаевич.

Накануне пятой годовщины Дня чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (отмечается в Украине 14 декабря и более известен как День ликвидатора), который был официально введен в 2006 году, «Донбасс» встретился с двумя чернобыльцами, побывавшими в том пекле в страшном 1986-м и получившими этой осенью удар от правительства.

Приехал с «зоны» - и на цемент!

В тот майский день дончанин Владимир Трубников, работавший в партийных органах на шахте «Социалистический Донбасс», вместе с инспектором по технике безопасности проверял лаву. При выходе из клети, прямо у ствола, его остановил незнакомый капитан.

- Представился, сказал, что мне необходимо отправиться с ним в военкомат. Чуть ли не сразу. Мол, грядут сборы. Но я, конечно, сходил сначала в баню, а там и домой - за военным билетом, паспортом и хотя бы минимальным тормозком, - вспоминает Владимир Николаевич. - Когда прибыл, мне сказали принимать пополнение. Шла мобилизация, словно на войну.

Он был назначен в первый батальон парторгом. На следующий день на станцию подогнали открытые платформы, погрузили на них технику (пожарные, медицинские и прочие машины), людей - в теплушки.

- Сначала даже не знали, куда едем, - признается Трубников. - Потом, когда поняли, что движемся в Киевскую область, стало ясно - дело идет к работам по преодолению последствий аварии на ЧАЭС. О том, что именно там произошло, мы знали тогда куда меньше, чем теперь. И всё же мороз по коже продрал: мне 39 лет, жена, двое детей. А ну как не вернусь? Вскоре понял, что нас действительно командировали в ад.

Их довезли до станции Яново. Оттуда пешим ходом пошли выбирать место дислокации. Первое забраковали дозиметристы. Потом остановились в селе Рудня-Ильинецкая. Именно там они и стали обустраивать городок, где впоследствии побывали сотни других ликвидаторов.

- Днем выезжали на дезактивацию, в том числе на саму станцию. А вечером занимались бытом, строили столовую, казармы. Сами жили большей частью в палатках, благо было уже тепло, - продолжает чернобылец. - Особенно тяжело доводилось, когда вернешься с «зоны», а тут команда - нужно разгружать цемент.

Владимир Трубников в мае 1986-го.

Владимир Трубников в мае 1986-го.

Наш земляк не только проводил и готовил различные собрания и лекции, как правило - о ядерной опасности, последствиях излучения, но и не раз выезжал вместе с солдатами на различные объекты. Уверяет, что там сложилось настоящее чернобыльское братство. А девиз: «Служить по-гвардейски, работать по-стахановски!», мол, привезли в те края именно донбассовцы.

- Мы переворачивали землю, снимали верхний зараженный слой сантиметров на десять. Возле самих блоков почву просто бетонировали, также убрав верхний слой. Обрабатывали специальными растворами машины, ведь металл набирал немало облучения. Прокладывали ограждение 30-километровой «зоны», - перечисляет Трубников.

Особенно страшно было во время работ на станции, в непосредственной близости от реакторов. Принимали йодный раствор, оставались в опасном месте не более 15 минут. Выезжали туда на три дня. Спали в подземном помещении административно-бытового комбината.

- После такой работы взвод по-ощрялся выездом в поселок городского типа Полесское, неподалеку от места нашего базирования. Там можно было связаться с родными, сходить в магазин, получить или послать посылку. Именно оттуда я позвонил домой, сообщив супруге, где нахожусь, - рассказывает Владимир Николаевич. - Слава богу, в нашем полку за время моего нахождения там (я пробыл чуть более месяца - до 15 июня) ни один человек не погиб. Ежегодно встречаемся с товарищами по воинской части. Но на эти посиделки нас приходит всё меньше. Сначала было около 70 человек, сейчас - до десятка. Одни поменяли место жительства, другим не позволяет состояние здоровья. А есть и те, кто умер...

Вот уже 20 лет Владимир Трубников является председателем донецкой городской организации «Союз Чернобыль Украины». Вспоминает, что когда служили, вообще не думали о льготах. Потом появились постановления еще советского руководства, в которых предусматривались меры по социальной защите ликвидаторов. Правда, делали это, не особо афишируя. В независимой Украине, напротив, каждый шаг навстречу чернобыльцам широко освещался. Но в последнее время диалога между ликвидаторами и правительством не получается.

- Осенью были резко сокращены выплаты, а судебные решения, обязующие ответственные структуры отдавать нам наши деньги, отменены. Мы категорически против заоблачных пенсий ликвидаторам в 30 тысяч. Да и нет в Донецкой области таких. Чернобыльцы-инвалиды до недавних пор получали 5-5,5 тысячи. Но их сейчас не выдают полностью, снизив в 2-3 раза, - печалится Владимир Николаевич.

Именно этот удар спровоцировал массовые выступления чернобыльцев по всей стране. И Кабмин они штурмовали, и палаточные городки в разных городах разбили.

- Если раньше мы участвовали в разработке законов и постановлений о соцзащите граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, то теперь такого нет... Формируются различные комиссии, но к нам никто не прислушивается. Сначала постарались парламентарии, «убив» законом, бьющим по льготам. А потом и правительство своим постановлением №745, которым отменило все судебные решения касательно выплат чернобыльцам, предусмотренных законодательством. Это уже беспредел! - горячится Трубников. - Обиднее всего, когда начинают рассказывать о том, что с каждым годом тех, кто пострадал от чернобыльской беды, становится-де всё больше. Не знаю, как где, но в нашем регионе из 32 тысяч участников ликвидации аварии на ЧАЭС сейчас осталось лишь 27 тысяч. В общем, по нам ударили и радиация, и правительство.

Говоря о тех товарищах, которые в своих протестах пошли на кардинальные меры, в том числе голодовку, Владимир Николаевич подчеркивает, что поддерживает их требования о восстановлении справедливости, но не методы.

К счастью, на местном уровне конфликт, похоже, удалось уладить. А вот на государственном - увы, нет...

Андрей Кривцун. Фото Ольги Кононенко и из семейного архива.

Палаточного городка чернобыльцев в Донецке больше нет (ФОТО)

Чтобы выжить, давали 20 секунд

Житель Ясиноватского района Владимир Чайка - один из тех, кто каждый день в течение пяти недель приезжал под Пенсионный фонд поддержать голодающих чернобыльцев. И сам бы присоединился, но сахарный диабет не позволял. «Рад, что мы сумели добиться своего, - поделился он. - Жаль только, что для это пришлось идти на такие меры. Нам говорят, что мы только надрывали здоровье, но забывают о том, что если не постоять за себя сегодня, то завтра получим такие гроши, на которые не купишь ни один препарат. До первого ноября моя пенсия составляла 5300 гривен, а после - всего 1300».

После прекращения акции протеста Владимир Чайка всё же пришел вчера в последний раз под стены Пенсионного фонда.

После прекращения акции протеста Владимир Чайка всё же пришел в понедельник в последний раз под стены Пенсионного фонда.

Ему было 32 года, когда пришла повестка из военкомата. Уже через два дня, третьего июня, был в той самой чернобыльской зоне, куда так боялся попасть.

- Самым страшным и сегодня остается воспоминание о том, как нас ввозили в пустые села: окна и двери настежь, забытое на веревках белье, - делится наш земляк. - По улицам бродили получившие дозу коровы и гуси, которые вскоре умирали. Собак и кошек отстреливали. Кое-где стояли машины с открытыми дверцами, а внутри салона играло радио.

Жить пришлось за тридцатикилометровой зоной в селе Оранном, что на реке Припять. Поскольку до этого Владимир работал водителем, попал в группу, которая каждый день работала на очистке развалин близлежащего бетонного завода от выбросов. До реактора было рукой подать.

- Часть бригады на машинах вывозила грунт из-под стен завода, - вспоминает ликвидатор. - На всех приближенных к реактору зданиях был налет, от которого можно было получить смертельный уровень радиации. На этих же бортовых КамАЗах привозили железобетонные плиты, которыми устилали землю и заваривали стыки между ними, чтобы не поднималась радиоактивная пыль. Больше двух часов находиться там запрещалось.

Много лет спустя откроются факты, что рабочим реальные показатели фона не сообщали. Защиты, чтобы уберечься от рентген-излучения, почти не было. В то время как разгребать завалы отказывались даже немецкие и японские роботы, в самые опасные места направлялись наши люди.

За неделю авто, на котором привозили-отвозили ликвидаторов, покрывалось несмываемым слоем грязи и набирало столько радиации, что за пределы «зоны» его не выпускали. На границе народ из него просто высаживали. А утром доводилось до нее топать пешком и садиться в ставший за ночь еще более опасным салон.

- Нам выдавались защитные костюмы и сапоги, - продолжает чернобылец, - а также респираторы «Лепесток» - самые простые и малоэффективные модели. Использовались они только один раз. Первым шел дозиметрист, объявляя, сколько времени можно работать. Главной защитой от распространения радиации считали свинец. Им заколачивали окна, стыки плит. Обычно к месту людей подвозили на автомобиле. Мне нужно было быстро добежать до свинцовой кабины, которую с помощью башенного крана поднимали наверх строения. В это время еще двое парней, работавших со мной в связке, цепляли ее к подъемнику, а сами спешили в здание. На это по норме давалось не больше 20 секунд. Нахватались столько, что нас отправили домой через 27 дней.

Вернувшись, Чайка обнаружил у себя целый ряд заболеваний: язву, сахарный диабет, болезни внутренних органов. Лишь спустя семь лет ему удалось добиться инвалидности третьей группы.

Марина Самара. Фото Ольги Кононенко.



Теги: Донецк, , Донецкая область, Чернобыль, пенсия, протест, пенсионный фонд, радиация, голодовка, Ясиноватский район, годовщина, ЧАЭС
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх