От "минералки" - до минералов

24.02.2013 13:48
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
«Эти дырочки - всё, что осталось от веток деревьев, попавшихся на пути раскалённой магмы», -   объясняет Анатолий Ивченко.
«Эти дырочки - всё, что осталось от веток деревьев, попавшихся на пути раскалённой магмы», - объясняет Анатолий Ивченко.

«Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт», - распевал лихой капитан Врунгель. Населённому пункту, о котором пойдёт речь, судьба не оставила шансов получить другое имя. В каждом доме здесь - родник. В поле озорным маячком подмигивает вышка - верный знак того, что здесь ведётся добыча полезных ископаемых. А в усадьбе с башенкой на окраине села расположился целый домашний музей с каменными экспонатами из разных уголков планеты. Разве могло такое место в Ясиноватском районе называться иначе, как Минеральное?

Англичане строили, немцы - ломали

Обычные сельские домики здесь мирно соседствуют с развалинами дореволюционной постройки. Эти руины по возрасту не уступают старейшим зданиям шахтёрской столицы. Да и строил их один и тот же человек - активная деятельность англичанина Джона Юза дошла и сюда. В Минеральном основатель Донецка решил построить себе дачу. Сегодня от неё сохранились две силосные башни, одиноко торчащие прямо посреди села, несколько подвалов, руины амбара и конюшни.

Старожилы ещё помнят, как выглядела усадьба Джона Юза. После войны в ней открыли школу-четырёхлетку.

- Я училась в этой школе. Ребят было мало, да и классы небольшие. Помню этот явно городской дом с двумя колоннами. Высокие каменные ступеньки, с которых нам, малышам, ужасно нравилось, хорошенько разогнавшись, буквально слетать и бежать наперегонки по улице. Классов работало всего несколько, но зато они были светлыми и просторными, - вспоминает коренная жительница Минерального, медсестра Валентина Морозова.

О том, что стало потом с этим домом, точных сведений нет. Местные жители утверждают, что здание, которое осталось от начальной школы, снесли, а на его месте построили новое.

История юзовской конюшни не менее трагична. В годы войны немцы устроили здесь концентрационный лагерь. Это здание стало местом гибели для восемнадцати тысяч человек. Сейчас об этом напоминает мемориал в нескольких сотнях метров от места трагедии.

Охрана или конвой?

Главной достопримечательностью и местные жители, и заезжие гости считают целебные источники, самый крупный из которых - «Геркулес» - бьёт из-под земли прямо в центре села. Несложно догадаться, что своё название Минеральное получило именно из-за полезных свойств своей воды. Здесь расположен гидрологический памятник природы местного значения «Истоки Кальмиуса».

- Люди издавна заметили, что здешняя вода особенно хорошо лечит болезни же­лудочно-кишечного тракта. Когда десять лет назад мы построили дом, сюда приехала моя тёща. Она много лет маялась с поджелудочной железой. А когда стала регулярно пить местную воду, лекарства оказались не нужны, - рассказывает местный житель Анатолий Ивченко.

Чтобы набрать воды из «Истоков Кальмиуса», сюда съезжаются люди со всей области. Всего за полчаса прогулки вокруг «Геркулеса» корреспондент «Донбасса» встретила любителей «минералочки» из Донецка, Макеевки и Харцызска. И это в будний-то день!

Вот только найти спуск к самому источнику оказалось не так-то просто. По словам местных жителей, уже лет шесть как заповедная территория обнесена колючей проволокой. Когда местные власти сдали «Истоки Кальмиуса» в аренду, мнения «постоянных клиентов» родника разделились.

- Это было единственное место в селе, где можно отдох­нуть душой и телом, - вздыхает местный фельдшер Ия Гармаш. -  Мы туда и на пикники ходили, и травы собирали. Вокруг «Геркулеса» растёт множество лекарственных растений - фиалка, мать-и-мачеха, зверобой, мелисса. А теперь источник «укутали» колючей проволокой. В самом центре села такие «тюремные» ограждения! Водички набрать пока можно, но есть калитка и замок на ней. Кто может быть уверенным, что завтра она для нас не захлопнется?

Другая часть посетителей источника такой поворот событий, наоборот, считает большой удачей.

- Гулянья, говорите? Да когда строили этот забор, из лесочка вокруг родника двадцать пять грузовиков мусора вывезли! - рассказал дончанин Игорь Бутыря. - Мы с женой ездим сюда за водой уже лет двадцать. И посмотрите, как изменился за эти годы сам источник. Вместо трубы, которая просто торчит посреди леса, здесь появилась настоящая купель!

Оазис за стеной мусора

Заповедник «Истоки Кальмиуса» пользовался популярностью ещё в прошлом веке. Старожилы помнят, что в 50-60-х годах двадцатого столетия в соседнем селе Яковлевка даже работал небольшой завод по производству минеральной воды из этих источников. Сейчас от предприятия сохранилось только здание, которое успело несколько раз сменить хозяев.

Сам заповедник снаружи тоже выглядит пугающе. Территорию опоясывает высокий забор, а для того, чтобы попасть к заветной калитке, придётся пройти мимо целой горы мусора (то ли те самые грузовики не весь вывезли, то ли стараниями нерадивых посетителей накопился новый). Отдельного внимания заслуживает целая улица руин, тесным кольцом окружившая спуск к источнику. Маленькие, будто кукольные, домики жутко зияют дырявыми крышами и подмигивают прохожим остатками стёкол в окнах.

Но тех, кто прошёл через это испытание разрухой и всё-таки попал на территорию заповедника, ждёт настоящий сюрприз. Широкая каменная лестница, жёлтые нависшие стены с огромными валунами, а далеко внизу резво и беззаботно поёт ручей. Вокруг родника - чистота и порядок. С двух сторон вода окружена каменными крестами. А за невысоким мостиком раскинулся целый бассейн, температура воды в котором никогда не поднимается выше 15 градусов.

Главную роль в таком преобразовании «Геркулеса» отводят Виктору Трубчанину. Покойному директору Ясиноватского машиностроительного завода нравилась вода из местного родничка, вот он и решил привести его в порядок.

Сад камней под змеиной охраной

- А у нас здесь не только источник, у нас ещё и музей скоро будет! Вон в том доме с  башенкой, - наперебой затараторили двое местных мальчишек, когда узнали, что я приехала писать об их посёлке. Дом, о котором говорили маленькие жители посёлка, со стороны напоминает скорее сказочную крепость, чем музей - из-за высокого забора пестреет красная башенка, а если хорошенько присмотреться, можно даже увидеть небольшой кованый мостик. Каково же было моё удивление, когда хозяин дома, геолог, коллекционер, бард и просто хороший человек Анатолий Ивченко отворил калитку, и моим глазам открылся настоящий сад камней.

- Собирать всё это я начал лет двадцать назад. Часть экспонатов находится во дворе, часть до лета будет храниться в доме. Здесь камни из разных уголков Украины, а также России и Китая. Сначала приво­зил сам, потом подключились друзья.

Каких только камней не увидишь в этом саду! Тут вам и кораллы, и застывшие в причудливых формах кусочки магмы, и окаменевшие кусочки деревьев, и причудливое кружево доисторических ракушек.

А хранит это минеральное царство каменная змея. Свернувшись в кружок и вытянув чёрную  шею, она внимательно наблюдает за порядком в саду.

- Есть две версии того, как у природы могла получиться такая скульптура, - объясняет Анатолий Ивченко. - Первый вариант - это окаменевшее растение под названием плавун. И второй, более вероятный, -  это метаморфоза по туловищу змеи. Когда-то она погибла, и тело замыло глиной. Со временем тело окаменело, и вот что получилось. Я её нашел на отвалах шахты им. Поченкова, что в Макеевке. Змея ждала меня в толще олевралита.

Гостеприимный хозяин уже сейчас готов провести экскурсию по своему саду для всех желающих. А весной, когда земля подсохнет, на каждом экспонате появится табличка с небольшим рассказом о судьбе каждого камня.

Каждому по колодцу

Игорь Бутыря сполна оценил все удобства благоустроенного источника.

Игорь Бутыря сполна оценил все удобства благоустроенного источника.

Современная история Минерального такая же невесёлая, как и у многих других украинских сёл. В советское время здесь было отделение совхоза-миллионника «Спартак». После того, как совхоз распался, пришла разруха - разводить овощи,  выкармливать животных, обрабатывать поля стало некому. Посёлок остался без газификации.

- Через некоторое время после распада у нас отрезали водопровод. Но пить-то что-то надо! Вот и пришлось жителям Минерального вспомнить, что под нами текут целебные источники. Сейчас почти у каждого во дворе есть своя скважина с питьевой водой. Пробурить её, конечно, - дорогое удовольствие, но других-то вариантов не оставалось. Зато, может быть, именно из-за этого у нас народ болеет реже, чем в других сёлах, - рассказала корреспонденту «Донбасса» фельдшер Ия Гармаш.


Инна Мирончик. Фото автора.

Вверх