Железнодорожные билеты скоро подорожают

13.07.2013 11:08
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт

Вскоре стоимость проезда по Украине в плацкартном и купейном вагонах увеличится. Подорожание произойдет в два этапа (по 10% в июле и октяб­ре) и вступит в силу, как только приказ Министерства инф­раструктуры будет официально опубликован. Сколько будут стоить билеты и куда направят доходы от повышения, выяснял «Донбасс».

- Цены вырастут незначительно, - успокаивает начальник отдела вокзалов пассажирской службы Донецкой железной дороги Светлана Саршанова (см. таблицу). - Проезд железнодорожным транспортом по-прежнему останется ниже в 2-2,5 раза, чем у автоперевозчиков, и в 5-6 раз, чем на авиаперелеты. Также стоимость ж/д билетов значительно ниже, чем у наших коллег в странах СНГ. К примеру, проехать в наших поездах внутреннего сообщения на расстояние 700 км в плацкартных и купейных вагонах скорого нефирменного поезда в 5 раз (!) дешевле, чем у россиян. А билет в украинские вагоны СВ - в 2,5 раза дешевле.

По-хорошему, чтобы выйти на экономически обоснованный тариф, следует увеличить его втрое (действующий тариф на пассажирские перевозки в дальнем сообщении, к примеру, покрывает лишь 30% затрат). Но на это железнодорожники не идут. Кстати, остаются прежними тарифы на проезд в «Интерсити+», вагонах СВ и в пригородных поездах.

Действительно, нелепо требовать от железнодорожников европейского сервиса, если денег на развитие им не дают. Работники «железки» и рады бы улучшить качество перевозок пассажиров, но за какие средства? Ведь исправно пополняя казну (за последние полтора года только Донецкая железная дорога перечислила в различные государственные бюджеты и целевые фонды около 4,5 млрд грн (!), железнодорожники не получают оттуда даже того, что им положено.

- Увы, но нам не выделяют средства из бюджета на приобретение и ремонт пассажирских вагонов, как это обусловлено законодательством Украины. А убытки только растут. Так, в этом году мы уже получили отрицательный финансовый результат в 177 млн грн. С каждой вложенной гривни в организацию перевозок нам возвращается только около 60 копеек, - отмечает начальник пассажирской службы ДонЖД Владимир Михиенко.

- Кроме того, поездами дальнего следования с начала года мы перевезли более 551 тыс. льготников (10,65% от общего количества пассажиров). Из положенных 13,8 млн грн компенсации поступили лишь 2,2 млн. Всего же, в дальнем следовании Донецкой железной дорогой перевезены с начала года более пяти миллионов человек. При этом даже самые популярные поезда работают «в минус»: «Донецк-Севастополь» (убыток за первое полугодие 3,7 млн грн), «Мариуполь-Донецк-Львов» (34,3 млн грн), «Луганск-Яси­новатая-Одесса» (19,4 млн грн)

и т. д.

Не нужно иметь высшего экономического образования, чтобы понять, что отсутствие рентабельности пассажирских перевозок обусловлено их высокой себестоимостью, низкими социально ориентированными тарифами, хроническим недополучением железнодорожниками компенсаций за проезд льготников, ростом цен на энергоносители и запасные части. А ведь подвижной состав изнашивается. И его ремонт и эксплуатация становятся поистине «золотыми».

Мининфраструктуры уже озвучило, что нынешнее подорожание не решит вопрос убыточности пассажирских перевозок, но даст возможность привлечь дополнительные средства, полученные от роста стоимости проезда железнодорожным транспортом, направить на ремонт вагонов.

По словам начальника отдела ремонта пассажирской службы ДонЖД Александра Мичурина, парк пассажирских вагонов ДонЖД изношен на 86%! Только за первое полугодие были списаны 19 единиц подвижного состава, потому что истёк их срок эксплуатации. А за последние десять лет из-за изношенности мы потеряли 165 вагонов!

- Средний возраст пассажирских вагонов Донецкой железной дороги составляет 28,2 года при нормативном сроке 28 лет, - подчеркивает специалист. - К сожалению, подавляющее большинство вагонов устарело. Более половины парка, а это 465 единиц, эксплуатируются сверх установленного нормативного срока и всего 43 вагона младше десяти лет.

При такой ситуации ремонт обходится из года в год всё дороже. В текущем, к примеру, на него предусмотрено 68,466 млн грн - на 33% больше, чем в 2012-м. Стоимость планового деповского ремонта одного вагона выросла с 85 до 110 тыс. грн, капитального - со 125 до 221 тыс грн (на 79%). Причиной такого опережающего роста является то, что цены на продукцию, потребляемую железнодорожным транспортом, формируются в рыночных условиях и являются свободными, а тарифы на железнодорожные перевозки жестко регулируются государством.

Кстати, согласно законодательству, обновление подвижного состава должно осуществляться за средства госбюджета. Но за годы независимости Украины железнодорожники не получили оттуда ни копейки на закупку и ремонт пассажирских вагонов.

Вот и выходит, что грядущее повышение - мера вынужденная. Ведь мы хотим ездить без «приключений». К тому же даже после роста тарифов поездка на железнодорожном транспорте останется самым дешёвым видом передвижения. Перелёт из Киева в Симферополь, к примеру, в 9 раз дороже, чем путешествие в плацкарте, и в 6, чем в купе. Преодолеть то же расстояние на автобусе, где и прилечь-то толком нельзя, - в 3,3 раза дороже, чем в плацкарте, и вдвое, чем в купе.

Справка

Убытки «Укрзализныци» в первом полугодии 2013 года от пассажирских перевозок составили 3,5 млрд грн. Повышение тарифов позволит дополнительно привлечь 270 млн грн. Последнее увеличение стоимости проезда в поездах было в 2009 году.


Андрей Питонов.

Теги: цена, билеты, Укрзализниця, Донецкая железная дорога, проезд
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх