Корреспондент "Донбасса" села за штурвал комбайна и внесла свою лепту в каравай Родины

19.07.2013 12:46
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Я - за рулём New Holland, который приручила благодаря опытному механизатору Петру Чепаку.
Я - за рулём New Holland, который приручила благодаря опытному механизатору Петру Чепаку.

Кто же не знает, как получают хлеб! Только вот уборочная кампания остаётся «за кадром», когда сооружаешь с ним бутерброд. Да и я была далека от золота полей, пока генеральный  директор ООО «Агрофирма «Світанок» Виктор Гречук не пригласил на награждение комбайнёра, собравшего первую тысячу тонн зерна. «А можно и мне с ним в следующий раз?» - попросилась. «Приезжайте, посадим вас за комбайн!» - дал добро Виктор Григорьевич. И вот я уже на пути в новоселидовские поля!

Лелеют каждое зёрнышко

Попутка примчала меня из Курахова Марьинского района в Новоселидовку, прямо к дверям «конторы», как по старинке здесь называют офис агрофирмы. «Решились? - с улыбкой встречает Виктор Григорьевич. -  Садитесь в машину, время не ждёт!»

По пути выяснилось, что комбайнёр Петр Чепак на своей «ласточке» - американском комбайне New Holland - уже намолотил две тысячи тонн зерна - и опять первым! Вначале поздравим, а потом под командованием передовика я буду собирать урожай для каравая-2013.

- Сейчас идёт уборка ячменя, - рассказывает Виктор Гречук. - Это - низкорослый злак, поэтому хлеборобам приходится нелегко, машины могут забиваться землёй. Но ребята у меня опытные, работящие, все проблемы решают быстро.

Всего в хозяйстве Виктора Григорьевича четыре комбайна - «мой» New Holland, который вмещает восемь тонн зерна, и три российских «Дона»-1500Б с бункерами на 4,5 т. Эти махины косят свыше 300 т в день. А бывало, один Чепак молотил 150 т! По словам Виктора Гречука, New Holland - отличная машина, но покупать такую он больше не станет, поскольку запчасти могут так подорожать, что приобретать их станет накладно. К слову, в этом году «Світанок» пополнит закрома Родины на пять тысяч тонн.

Мне, как человеку, далёкому от уборки урожая, директор рассказал о судьбе собранной пшеницы. Когда бункер комбайна заполнен доверху, подъезжает грузовик, и через специальный рукав обмолоченные зёрна «перетекают» в его кузов. Машина отвозит урожай на зерновые тока. Там он пройдёт через специальные машины, которые очищают от  мусора и плохих зёрен. Остаются же - самые отборные! Потом зерно попадает на склад, где его распределяют по сортам - второй, третий, шестой. От качества зависит и цена. То, что не годится для продажи, снова перебирают, перемалывают и пускают на корм коровам: в агрофирме «Світанок» занимаются также производством молока.

Прохладу гнал кондиционер

Приехали. Выхожу из машины, окидываю взглядом бескрайнее поле и понимаю: вот она, настоящая жизнь! Жара ещё не успела раскалить воздух, приятный ветерок колышет колосья ячменя,  налитые солнцем. Вспоминаю строчки из стихотворения любимого Есенина: «Гляну в поле, гляну в небо - и в полях, и в небе рай. Снова тонет в копнах хлеба незапаханный мой край…»

А вон нам навстречу движется ярко-жёлтый, как сами колосья, комбайн. Он поражает своими формами. Кабина - высоко над землёй, выступающий вперёд барабан мотовила длиной девять метров, фары-глаза - всё это напоминает диковинного металлического зверя из фантастического фильма!

Махина едет - но ощущение, что плывёт - по полю со скоростью 6,5 - 12 км/ч: всё зависит от того, какая культура убирается. А по дороге может разгоняться и до 30. Но об этом я узнаю чуть позже, а пока комбайн уже у края поля, рядом с нами, и зерно через специальный рукав сыплется в кузов подоспевшего грузовика.

Под подбадривающие слова руководителя агрофирмы не-уверенно взбираюсь по лестнице в кабину. Улыбаюсь Петру Фёдоровичу как доброму знакомому, ведь на прошлой неделе поздравляла его вместе с руководителем с первой тысячей тонн убранного зерна. В этом современном комбайне, кроме места хлебороба, есть ещё одно, на которое и усаживаюсь. Прохладно - работает кондиционер, и солнце не слепит глаза, их защищает специальная решётчатая шторка. Не то, что раньше, когда комбайнёры работали в жаркой и пыльной кабине!

Как только в грузовик упали последние зёрнышки, трогаемся в путь. Пётр Фёдорович поясняет для меня каждое своё движение. Вот он нажимает кнопку на джойстике - главном рычаге управления, запуская мотовило. Механизм подводит стебли ячменя к косе и удерживает их во время срезания, затем продвигает колосья в барабан, где они перемалываются. А потом очищенные зёрна по шнеку совершают «путешествие» в бункер. Оставшаяся полова и солома через сбрасыватель возвращаются на поле, где её подбирают специальные машины - пресс-подборщики. Спрессовывают, обматывают ниткой, оставляя на поле аккуратные тюки, которые пойдут на подстилку и на корм скоту.

Рабочий день хлебороба начинается с восходом солнца. Уже в шесть утра он хлопочет возле своего «корабля»: проверяет, чистит, заправляет, смазывает.

- Управлять комбайном не сложнее, чем автомобилем, - делится Пётр Фёдорович. - Я вот шестой год на нём «летаю», а раньше всю жизнь был шофёром. Помню, как однажды Виктор Григорьевич предложил мне пересесть на New Holland. Я тогда ответил, что не то что не ездил, не сидел в нём никогда. А он говорит: «Руль круглый, как и в машине». Я и согласился. Поехал на стажировку, посмотрел, как хлопцы работают, и в первый же день сам водил.

Слушая своего наставника, стараюсь не отвлекаться. И ловлю себя на том, что трудно оторвать взгляд от золотого моря колосьев, блестящих на солнце. Я чувствую себя частью этого мира, в котором нет Интернета, шума людских голосов, городской пыли и суеты. Плыву на «корабле полей» - и на душе так хорошо!

Теперь сама «рулю»!

Наконец, мне разрешают пересесть за управление. И тут охватывает жуткое волнение, я ведь даже машину с её «круглым рулём» водить не умею! У нас есть всего несколько секунд, чтобы поменяться местами. Этому находится объяснение. О том, чтобы останавливать машину, вообще речи нет, но  стоит водителю покинуть место - тут же включается  предупреждающий сигнал: быстрее вернитесь, иначе комбайн остановится сам.

Пересела удачно, теперь начинается самое страшное. Делаю так, как показывал Пётр Фёдорович, и он ни на секунду не ослабляет внимание за моими действиями. Левую руку - на руль, правую - на джойстик. «Чувствуешь сзади на рычаге кнопку? Жми! - командует комбайнёр. - И потихонечку отводи рычаг вперёд».

Наверное, слово «потихонечку» я силой пальцев прочувствовала недостаточно хорошо, потому что джойстик - возьми и дёрнись! Раздался звуковой сигнал, и машина резко дала вперёд. Мой учитель среагировал мгновенно и вернул рычаг в правильное положение.

Оказалось, что «рулить» тоже не так просто, ведь машина должна идти очень ровно, не сворачивая и не пропуская участки с ячменём у края. Сначала, от волнения, я даже путаю, где право, а где лево... Но хлебороб  спокоен и какое-то время поддерживает руль вместе со мной. Это позволяет собраться с мыслями, и вот уже я уверенно веду «корабль полей». Полный восторг!

Справа от меня монитор, на котором показана скорость, с которой мы едем, оборотная скорость барабана и состояние всех деталей машины. Смотрю вперёд - плывём, будто в золотом мареве. За нашей спиной толстое стекло, за которым, если повернуться, можно увидеть, как в бункер сыплется зерно. Но я, конечно, не могу посмотреть! Ведь этот «зубастый» гигант только-только начал слушаться меня! Д-а-а, непросто это - умудряться одновременно и вперёд смотреть, и влево, чтобы держать в поле зрения «край». Пройдена тысяча метров - значит, собрано две тонны зерна. Еще тысяча - и это уже четыре тонны!

...Мы завершаем очередной круг. Прощаемся, крепко пожав друг другу руки. Совсем скоро Пётр Фёдорович остановится, чтобы прерваться на обед, который привезут в поле. Это будут вкуснейший борщ, отменные котлеты с гречкой и сок из яблок, которые выращивают в этом же хозяйстве.

И «Дон» - отличная машина

Попрощавшись с Петром Чепаком, мы снова отправились в путь. Теперь уже в гости к Николаю Полупану, «оседлавшему» комбайн 25 лет назад. Его машина - «Дон»-1500Б - уступает New Holland, но и на ней убирают отличные урожаи. «Раньше я был трактористом. Поэтому научился работать на комбайне почти сразу, управление-то не сильно отличается!», - рассказал Николай Михайлович.

- Полупан вырос на этой земле, сам не расскажет, потому что скромный, - подключается к разговору Виктор Григорьевич. - Всегда работал механизатором, а сколько у него заслуг! Этот человек - настоящий профи своего дела, работает на любой технике, рационализатор. И сын Виктор тоже по его стопам пошёл. Скоро закончится уборочная, и комбайнёры пересядут на тракторы - работы в хозяйстве для механизаторов хватает круглый год!

Директор смотрит на часы - время обедать. Едем в столовую, где едят все работники, которые не заняты в поле. Здесь хозяйки - Татьяна Сергачёва, Людмила Сталбун и Валентина Перун, которые всегда готовят на славу!  После столь насыщенного дня я так проголодалась, что всё «подмела» подчистую, забыв о калориях!

...Уже на пути домой я усмехнулась, вспомнив, что мужчины-водители считают девушек за рулём автомобиля катастрофой. Не могу поспорить, не водила. Но вот, что девушка за рулём комбайна - это круто - знаю точно! И теперь, готовя на завтрак бутерброд, я не смету вон со стола ни единой крошки хлеба. Ведь сама ощутила, как непросто работать его добытчикам.  

В закромах - 1 миллион 368 тысяч тонн

На сегодняшний день в Донецкой области зерновых скошено на площади 483,7 тыс. гектаров, сообщили в пресс-службе облгосадминистрации. Что от общей площади составляет 73,4 %. Намолот - 1 млн. 368 тыс. тонн. Урожайность - 28,3 центнера с гектара.


Алёна Дудникова. Фото автора.

Теги: , урожай
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх