Фесенко: "Было бы наивно ожидать, что Путин, и даже Германия с Францией, согласятся на реинтеграцию ОРДЛО в состав Украины только на наших безоговорочных условиях"

23.10.2016 11:10
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Фесенко: "Было бы наивно ожидать, что Путин, и даже Германия с Францией, согласятся на реинтеграцию ОРДЛО в состав Украины только на наших безоговорочных условиях"

Украинский политолог, глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко прокомментировал самую горячую тему недели - встречу в Берлине лидеров стран "нормандского формата" (Украина, Германия, Франция, Россия) касательно урегулирования ситуации на Донбассе.

Вот, что пишет эксперт в блоге на сайте "Украинской правды":

"Самая резонансная тема недели – итоги встречи в Берлине лидеров стран "нормандского формата" переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе. Хотя никаких конкретных договоренностей на этой встрече не было достигнуто, оценки звучат самые разные. Обсуждают в основном заявления официальных лиц по поводу встречи в Берлине и утечки информации об этих переговорах. В этой связи остановлюсь на некоторых дискуссионных вопросах.

Начну с заголовка новости в одном популярном издании – "Меркель не считает, что Украине следует немедленно вернуть контроль над границей". В общем, судя по заголовку, – "зрада" со стороны Меркель. Но чему удивляться в заявлении канцлера ФРГ? В пункте 9 "Комплекса мер по выполнению Минских соглашений" (документ, принятый на переговорах в Минске 12 февраля 2015 г.) сказано следующее: "Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования". Этот пункт вторых Минских соглашений часто и обоснованно критикуют. Но, увы, он в этих соглашениях присутствует. Поэтому ничего нового Меркель не сказала. Другое дело, что украинская сторона и до Берлина, и в Берлине настаивала, что еще до выборов контроль над границей должен быть передан ОБСЕ. И в этом плане риторика украинской дипломатии не поменялась. Может быть, некоторые наши официальные лица не всегда четко высказываются по данному поводу. Но вопрос о контроле границы в зоне конфликта до выборов и во время выборов остается принципиальным для Украины. Украинская сторона предлагает компромиссный вариант, не противоречащий соглашениям от 12 февраля 2015 г., – до выборов неконтролируемые участки украино-российской границы должна взять под свой контроль ОБСЕ, а после выборов – Украина. Как, и в какие сроки это должно произойти – необходимо закрепить в Дорожной карте по реализации Минских соглашений. Если о контроле над границей не удастся договориться, то и политическая часть Минских соглашений не будет выполняться.

Теперь о самих выборах и о полицейской миссии ОБСЕ. После переговоров в Берлине Меркель сказала, что "когда будет существовать закон о выборах, и процесс местных выборов будут готовить, тогда можно будет говорить и о вооруженной миссии ОБСЕ". У нас в связи с этим высказыванием опять начали паниковать. Но что имеется в виду в данном случае? Исходя из неофициальной информации из дипломатических источников, речь идет о пошаговой логике реализации вопроса о местных выборах в ОРДЛО (отдельных районах Донецкой и Луганской областей) и полицейской миссии ОБСЕ, при которой каждая из сторон конфликта расставляет свои "предохранители" в ходе реализации мирных соглашений. Прежде, чем украинская сторона приступит к рассмотрению закона о местных выборах в конфликтном регионе (предполагается, что это будет дополнение к закону о местных выборах в Украине, которое будет регулировать особенности проведения местных выборов в ОРДЛО), в зоне конфликта должно быть установлено полное, безусловное и устойчивое перемирие (не менее 1-2 месяцев) с одновременным выполнением соответствующих процедур безопасности, в том числе планируется отвод сил и средств в целом ряде пунктов на линии разграничении с круглосуточным контролем ОБСЕ за этими демилитаризованными участками. Только после этого будет рассматриваться соответствующий законопроект о местных выборах в этом регионе. Попутно отмечу, что, на мой взгляд, в интересах Украины заранее законодательно закрепить свои условия проведения этих выборов, в том числе зафиксировав в этом законе норму об обеспечении безопасности на местных выборах в ОРДЛО с помощью полицейской миссии ОБСЕ. После принятия данного закона, ОБСЕ должно утвердить решение о своей полицейской миссии для обеспечения безопасности на местных выборах в ОРДЛО. И только после принятия этого решения, с учетом сроков, необходимых для формирования данной полицейской миссии и ее размещения в конфликтном регионе, предполагается принять постановление о дате местных выборов в ОРДЛО. Вот такая достаточно сложная и поэтапная логика решения вопроса одновременно и о местных выборах в ОРДЛО и о полицейской миссии в этом регионе. Вряд ли это можно сделать за пару месяцев. Тем более, что все это необходимо прописать и закрепить в Дорожной карте по реализации Минских соглашений, а затем принять соответствующий закон в Верховной Раде Украины.

Замечу, что еще весной даже наши западные партнеры не очень хотели обсуждать вопрос о полицейской миссии ОБСЕ в зоне конфликта на Донбассе. Под давлением украинской стороны эта тема стала одной из ключевых в переговорном процессе. В этой связи отмечу еще одну показательную деталь. Поговаривают, что некоторые немецкие дипломаты продвигали идею о том, что контроль за безопасностью выборов на Донбассе должны обеспечивать "local security providers" ("местные провайдеры безопасности"). В переводе на обыденную политическую лексику это означает местную милицию в сепаратистских республиках. Естественно, украинскую сторону не устраивают сепаратистские боевики в роли "гарантов безопасности" на выборах. Этот пример показывает, что не только Путина, но даже немецкую дипломатию приходится убеждать в необходимости полицейской миссии ОБСЕ для обеспечения безопасности на предполагаемых местных выборах в ОРДЛО.

Почти по каждому пункту Минских соглашений между украинской и российской стороной имеются существенные разногласия. Преодолеть эти противоречия необходимо в процессе разработки "Дорожной карты по реализации Минских соглашений". Этот документ должен стать детализированным планом-графиком выполнения каждого из пунктов Минских соглашений. Работа над ним началась задолго до встречи в Берлине и предполагалось что именно лидеры "нормандской четверки" должны были утвердить на своей встрече "Дорожную карту". Но, по вполне понятным причинам (слишком велики и многочисленны разногласия), согласование этого документа не было завершено до 19 октября.

В Берлине лидеры Германии, России, Украины и Франции договорились о том, что взаимоприемлемый проект этого документа должен быть подготовлен до конца ноября. Но удастся ли это сделать в течение месяца? Здесь у меня большие сомнения. Поскольку речь идет о принципиальных и глубоких противоречиях. К примеру, Россия отказывается передавать границу даже под контроль ОБСЕ. До сих пор не решен вопрос даже о беспрепятственном передвижении мониторинговой миссии ОБСЕ в зоне конфликта. Крайне сложно сказать – когда и как будет решен вопрос о полицейской миссии ОБСЕ в зоне конфликта, как будет происходить процедура разоружения незаконных вооруженных формирований, как будет контролироваться и осуществляться процесс вывода "иностранных вооруженных формирований"? В Минске (и не только) по всем этим вопросам безуспешно пытаются договориться вот уже два года. По линии ОБСЕ Россия в любой момент может заблокировать решение вопроса о полицейской миссии этой организации. Тем более, что у ОБСЕ никогда не было опыта создания подобной миссии.

Необходимо согласование переходного политического периода с момента начала избирательного процесса и до полной реинтеграции ОРДЛО в состав Украины. В частности, Украина настаивает на том, чтобы уже до выборов был начат процесс ликвидации всех квазигосударственных учреждений сепаратистских республик. Но согласятся ли на это Россия и подконтрольные ей сепаратисты? Вопросов по "Дорожной карте" пока гораздо больше, чем ответов. И если приемлемые для Украины компромиссы не будут достигнуты, то вряд ли можно будет говорить о реализации Минских соглашений в полном объеме. Речь идет именно о компромиссах. Было бы наивно ожидать, что Путин, и даже Германия с Францией, согласятся на реинтеграцию ОРДЛО в состав Украины только на наших безоговорочных условиях. Но вызывает очень большие сомнения готовность Путина к реальным компромиссам. В том числе и потому, что российский президент будет ждать благоприятного для себя исхода выборов в США, а затем во Франции и Германии. Исходя из результатов этих выборов, он будет выстраивать и дальнейшую тактику переговорного процесса. Если позиция Путина на переговорах кардинально не поменяется, то вместо политического урегулирования конфликта на Донбассе продолжится тенденция к его постепенному полузамораживанию".

Читайте также:

Донбасская проблема: Кравчук пояснил, что нужно Путину

Выборы на Донбассе - Киев наметил "изящный обходной маневр"?

Бутусов: Гиркин с такими текстами скоро пойдет по стопам "Моторолы"

Донбасские террористы хотят тоже стать стороной переговоров

Портников: "Путин не откажется от контроля над Донбассом. Нужно это просто понимать и не строить иллюзий"

Шкиряк о Донбассе: "У меня ощущение, что мы будем вынуждены освобождать нашу землю военным путем"

Роман Безсмертный пояснил, почему на Донбассе невозможно выполнить Минские договоренности



Теги: Украина, Россия, , , переговоры, агрессия, Минские договоренности, нормандская четверка
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх