Хлеба и зрелищ: О театральной жизни Донецка

30.09.2018 08:01
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Хлеба и зрелищ: О театральной жизни Донецка

«Дайте им хлеба и зрелищ, и они никогда не будут бунтовать. Дай им хлеба и зрелищ, и они никогда не ответят революцией!». Так говорил две тысячи лет назад римский поэт-сатирик Ювенал.
Вот и у нас, в нынешнем Донецке, с успехом применяется постулат относительно «хлеба и зрелищ». «Хлеб» (зарплаты, пенсии, продукты, инфраструктура…) в Донецке есть. Жить можно. Другое дело – как жить, а вернее, выживать.
И вот, чтобы толпа меньше сосредотачивалась на вопросе «как выжить?», ее отвлекают зрелищами. Конечно, главными шоу являются постоянные концерты российской эстрады, митинги и шествия.
Но есть и более культурные проявления. Поэтому далее речь пойдет о Донецке театральном.
С началом военных действий театральная жизнь Донецка умолкала ненадолго. В июне 2014 года актеров музыкально-драматического театра и «Донбасс Оперы» отправили в отпуск. Но уже в сентябре начала работать филармония, открыл 82-й сезон театр кукол, в октябре подключились театры музыкально-драматический и оперы-балета.
Можно было бы сказать, что сейчас театральная жизнь Донецка бурлит. Но бурлить тоже можно по-разному… Ведущие актеры уехали из города в 2014-2015 годах – кто на подконтрольную Украине территорию, кто – в Россию. Тем самым они освободили места для тех, кому раньше статус звезды не светил. Помню, как в первые годы перед спектаклями продавали еще довоенные программки, в которых были зачеркнуты прежние исполнители и вручную вписаны новые, неизвестные. Теперь в Донецке новые примы подмостков – «республиканские». Есть уже и звания «заслуженный» и «народный артист ДНР».
Несмотря на происходящее вокруг, народу хочется прекрасного, хочется отвлечься от всего окружающего. Поэтому культурные заведения заполняются очень даже неплохо.
Например, в Донецкий музыкально-драматический театр билеты на конец сентября не достать, они были раскуплены еще в первой половине месяца. А на «Юнону и Авось» (премьера состоялась в апреле 2017 года) уже распроданы на начало октября. Кстати, многие «Юнону…» нахваливают.
Премьеры, действительно есть. Но если до 2014-го театр представлял 10 новых постановок в сезон, то после – 2-6, хотя к концу нынешнего года хотят дойти до 9-ти премьер.
Так, в 2015-м выпустили «Хануму», пьесу американского драматурга Уильяма Гибсона «Двое на качелях».
В 2016-м – «Страсти по Торчалову» по пьесе Никиты Воронова, «Тартюф», сказку-притчу Джона Патрика «Все любят Опал», спектакль по пьесе Олега Антонова «Смертельный номер», пьесу Александра Островского «Не все коту масленица».
В 2017-м, помимо «Юноны и Авось», – пушкинскую «Барышня-крестьянка», комедию абсурда «Детский сад №…» по пьесе белорусского драматурга Андрея Курейчика, абсурдную мелодраму «Навсегда-навсегда» российского драматурга Ксении Драгунской, «Лодочник» по пьесе украинского драматурга Анны Яблонской, водевиль «Случайная невеста».
В 2018-м уже вышли «Игроки», «Каренин», «Олеся», «Вишневый сад» в постановке режиссера из российского Липецка, комедия «Этого не было», «Осторожно: двери закрываются!», «На углу Дерибасовской». В октябре анонсированы премьеры комедии «Красавчик из Швеции» и пьеса Танкреда Дорста «Фернандо Крапп написал мне письмо».
Остальное из репертуара – хорошо забытое старое. Работают четыре площадки – Большая и Малая сцены, Новая сцена и Театральная гостиная на 40 мест.
Примечательны нынешние афиши и анонсы муздрамы. Так, на сайте театра, в соцсетях при «обозначении» актеров, постановщиков и руководителя театра до сих пор указываются украинские звания с наименованием страны – Украина. Не всегда, но иногда. Вот режиссер-постановщик Василий Маслий в премьерах периода «ДНР» титруется то как «заслуженный деятель искусств Украины», то просто как «заслуженный деятель искусств». Аналогичная ситуация с гендиректором театра Натальей Волковой (кстати, именно она серьезно пострадала в кафе «Сепар» 31 августа: как приближенная к «главе ДНР» по «партийной» линии, она в тот день сопровождала Захарченко на поминки Кобзона).
А вот в отношении художника-постановщика Руслана Фадиенкова нарочито подчеркивают – «заслуженный работник культуры ДНР». А у актера Владимира Швеца вообще «ералаш» – «народный артист ДНР, заслуженный артист Украины».
Но на афишах, размещенных на улице, упоминания Украины уже не увидишь, а звания «ДНР» (если хватает места) печатают (хотя тоже не всегда).
Народ рвется к искусству, билеты продаются. У меня на работе коллеги аж пищат, хотят искусства. Но... Цены, по уровню наших заработков, покусывают. И хотя стоимость билетов скромно указана – 20-250 руб. (это 9-103 грн), 20-500 руб. (9-205 грн), понятно, какие это места за 20 рублей.
Почему народ так нахваливает постановки? Да потому что не с чем сравнивать. До войны в муздраме ставили спектакль за спектаклем, приезжали с гастролями иные ведущие труппы страны и зарубежья. Донецкий зритель был избалован высоким искусством. А теперь…
То же самое и в отношении театра оперы и балета «Донбасс Опера». Сейчас он продолжает греметь на весь мир. Но не из-за театральных премьер. А из-за новых «зрелищ», на которых в Донецке реальный аншлаг. Правда, их тоже можно рассматривать, как премьеры. Ежегодные. В 2016-м из театра выносили россиянина Арсения Павлова («Моторола»), в 2017-м – уже местного Михаила Толстых («Гиви»), в 2018-м – «главу ДНР» Александра Захарченко. На последнем «зрелище» при выносе гроба толпа вообще обезумела и начала аплодировать.
– Вы что делаете? Он же не актер, не режиссер…
– Так из театра же выносят.
Большинство постановок сегодняшней «Донбасс Оперы» – из «прошлой жизни». Из новенького же: 2015-й – опера Джузеппе Верди «Бал-маскарад», детский спектакль «Стойкий оловянный солдатик», 2016-й – опера «Царская невеста», оперетта «Фиалка Монмартра», 2017-й – мюзикл «Буратино», балет «Малыш и Карлсон», 2018-й – опера Пьетро Масканьи «Сельская честь», балет «Лесная песня», в октябре обещают оперу «Пиковая дама». Правда, в конце 2014-го местные медиа заявляли, что наконец-то… случилось… премьера «Золушки». Но на самом деле это был лишь осовремененный балет из прежнего репертуара. На подготовку «новой» «Золушки» ушло всего два месяца – заменили костюмы, использовали 3D-проектор, подретушировали ряд сцен. Впрочем, если посмотреть на сайт театра, они даже «Лебединое озеро» уже несколько лет помечают плашкой «Премьера!».
Зато есть в репертуарной программе «Донбасс Оперы» фестиваль «Звезды мирового (!) балета». Вот смотрю программу этого фестиваля за 2013 год, участники гала-концертов – свыше 30-ти настоящих звезд из почти 10-ти стран мира. Среди них (ныне живущие в Донецке, даже не читайте, а то депрессия начнется): Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, Национальная Опера Украины – прима-балерина Екатерина Кухар и премьер Александр Стоянов, прима-балерина «Большого театра» Екатерина Крысанова и ведущий солист «Большого» Андрей Меркурьев, солисты Парижской национальной оперы Лауренс Лаффон и Жан-Себастьян Колау, солисты Берлинской государственной оперы, премьер Гамбургского балета Отто Бубеничек и многие другие. А еще экспериментальный китайский балет, для тех, кто помнит – уникальный номер Мен Линг Линг и Ли Ян, сочетание классики с экстримом, когда партнерша танцевала на голове, плече и вытянутой руке партнера. Стереотипы классического танца ломала и группа Раста Томаса – Bad Вoys оf Danse (США)…
А теперь для сравнения – «Звезды мирового…» образца 2015 года. На сцене «Донбасс Оперы» обозначили 8 флагов, среди них и «ДНР». Т. е. пока 7 стран.
Считаем далее. Россия представлена донецкими актерами балета, перебравшимися в соседнее государство и рядом известных в узких кругах исполнителей, которым не светил выезд за границу. Те же, кому светят зарубежные гастроли, даже и не думают двигаться в сторону «ДНР». До фестиваля раструбили приезд артистов из Германии, долго трубили, и по телевизору, и по радио… Не приехали. В «ДНР» пояснили – мол, санкций побоялись. Еще минус страна, пока – 6. Зато был солист Бурятского театра оперы и балета Морихиро Ивата, которого «республиканские» медиа титровали как представителя Японии. Итого – 8 флагов на сцене и всего 5 стран (а может и того меньше).
До войны «Донбасс Опера» гастролировала по всему миру: США, ОАЭ, Китай, Япония, Норвегия, Турция, Греция... Теперь ездят в Енакиево, Горловку, Харцызск. За рубежом тоже бывают… в Краснодаре и Ростове-на-Дону.
По поводу званий артистов, то здесь, как и в муздраме, чехарда с упоминанием Украины, но «заслуженные» от «ДНР» имеются как в оперной, так и в балетной труппе.
Что касается цен на билеты. «Взрослые» спектакли – 150, 250, 280, 300, 350 руб. (т.е. 61, 103, 115, 123, 143 грн). Отмечу, что буквально два года назад цены были 100, 160, 200, 240 руб. Рост в 40-56%, инфляция типа. «Детские» спектакли – 100, 120, 140 руб. (41, 49, 57 грн).
Ничего не могу сказать о Театре кукол. Знаю только, что детишки с удовольствием его посещают. Ну, а судя по «республиканскому» телевизору, по «партийной» линии театр курирует ОО «Молодая республика». Теперь «кукольники» – неотъемлемая часть агитбригад.
Зато в филармонии – пиршество стилей, вкусов и безвкусия. Афиши не помещаются на стендах. Тут тебе и цыганская песня, и классика, и рок, и джаз. И Джексон, и «Битлы», и Хьюстон, и Высоцкий, и Тухманов, и «Россия, не бойся, мы с тобой». Артисты донецкие, артисты российские, детские спектакли, школа вокала и хор любителей пения. Выбирай – не хочу. Видно, увольнение с поста «министра культуры ДНР» (был с декабря 2014 г. по ноябрь 2015 г.), пребывание под следствием и возврат к руководству Донецкой филармонией окрылило нынешнего директора Александра Парецкого. По крайней мере, зрелищ он «кует» предостаточно.
Билеты на самые «неходовые» выступления – от 40 до 120 руб. (16-49 грн), уровнем выше – от 80 до 200 руб. (33-82 грн), на «хиты» – от 150 до 400 руб. (62-164 грн).
А еще теперь филармония – это не только музыка, но и розыгрыши. Только не смейтесь, но, посещая концерты, можно стать обладателем обогревателя, электрочайника и даже утюга…
Источник Донецкие новости.


Вверх