"Нужно развенчать стереотип о том, что женщина за рулем - та же обезьяна с гранатой"

30.10.2011 06:00 Комментарии (2)
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
18-летний Андрей Носачев, будущий адвокат, студент второго курса ДЮИ, хотел бы так же чувствовать авто, как инструктор Игорь Окороков.
18-летний Андрей Носачев, будущий адвокат, студент второго курса ДЮИ, хотел бы так же чувствовать авто, как инструктор Игорь Окороков.

Накануне Дня автомобилиста и дорожника (отмечается в Украине в последнее воскресенье октября) корреспондент «Донбасса» пообщался с преподавателем кафедры безопасности дорожного движения Донецкого юридического института Игорем Окороковым, который также является инструктором действующей при ДЮИ автошколы. Игорь Егорович за рулем более тридцати лет и за это время сменил множество машин: от легковушек до самосвалов. Так что ему есть чем поделиться с учениками - студентами и пенсионерами, которые укрощают «железных коней».

«Взаимовыручка исчезла»

- В 18 лет я окончил автошколу ДОСААФ в родной Макеевке, - рассказывает Окороков, который весной отметит полувековой юбилей. - Сразу после этого полгода работал в ней инструктором. Потом ушел в ряды Советской армии. Служил в Венгрии в отдельном автобатальоне Николаево-Будапешт­ской танковой дивизии (Южная группа войск). Водил легковые авто, «ЗИЛы», «Уралы».

В те годы Вооруженные силы помогали нашему народному хозяйству в уборке урожая. Так что донбассовца, легко управлявшегося с машинами, отряжали и в Краснодарский край, и в Казахстан (на ту самую знаменитую целину), и в Западную Украину, где заждались буряки. «Даже на трактор с комбайном пересаживался. Любая техника меня манила», - улыбается Окороков.

После армии он пять лет трудился в макеевской автобазе «Донецкминтяжстрой» на КамАЗе-самосвале. Параллельно научился работать с прицепами и полуприцепами. Ну, а потом таксовал.

- Это была вторая половина 80-х, - вспоминает Игорь Егорович. - Лихие времена, когда распоясались бандиты. Однажды днем подсели ко мне в районе макеевского ЦУМа двое мужиков. Попросили отвезти в микрорайон Зеленый. Когда проезжали Красный рынок, один их них, сидящий сзади, схватил меня за горло и стал душить. Я дал по тормозам. Второй, находившийся рядом со мной, тоже набросился, но я придавил его локтем. Помогло, что в свое время занимался борьбой. Больше сделать ничего не мог. И тут - слева, справа, спереди, сзади остановились машины такси. Мои коллеги увидели, что в салоне творится что-то неладное, и быстро пришли на выручку. Стоявший неподалеку инспектор еле отбил у нас горе-захватчиков, которые получили изрядную трепку.

Помогал товарищам-водителям и сам Окороков. Когда знакомого, работавшего в «Донецкавтотрансе» и перевозившего груз из Германии в Россию, обчистили на территории Украины (остановился отдохнуть, поужинал, лег спать, а проснулся - ни денег, ни документов), он оформил соответствующие бумаги и сам перегнал фуру к месту назначения.

- Раньше у водителей была взаимовыручка. Если видели кого-то, кто стоит у обочины, ковыряясь со своим авто, остановятся, предложат помощь. Поделятся деталями, запаской… Но в наше время люди боятся. Даже если кто-то останавливает, стараются проехать мимо. Во-первых, стали равнодушнее. Во-вторых, бандиты отучили доверять, - вздыхает профи. - Сейчас, чтобы дотянуть кого-то, кто застрял, требуют денег. Нет - хоть утони в болоте или грязи. Практически исчезли лояльность и этика. Каждый пытается доказать, что он крутой. Надеясь на связи, игнорируют правила дорожного движения… Вот я и втолковываю всем, кто проходит у нас обучение: будьте вежливы, будьте умнее. Принцип «кто наглее, тот и прав» до добра не доведет.

Монтировка, Газулька и бабушка-Шумахер

До ДЮИ он успел поработать в военизированной автоколонне (возил стройматериалы для переселенцев из Чернобыльской зоны, продукцию Харцызского канатного завода - в район армянского землетрясения, происшедшего в декабре 1988-го), руководил автотранспортным участком на заводе «Коксоремонт» в Макеевке.

- Ходят рассказы, что и матом инструкторы постоянно кроют, и дверьми в сердцах так хлопают, что у подопечных сердца чуть не разрываются. У нас такого нет, - уверяет Окороков. - Витиеватое словечко иногда вворачиваем. Особенно с мужским коллективом. С женским - ни-ни. Могу предупредить: «Еще начудишь: возьму монтировку и стукну по коленке». Но все прекрасно понимают, что это шутка. Некоторых, любящих давить на газ, называю Газулька. Так две такие красавицы, сидящие за одной партой, смеются: «Ты - Монтировка, я - Газулька!»

В год эта автошкола выпускает около 360 человек. Если раньше превалировали представители сильного пола, то сейчас - паритет.

- Нужно развенчать стереотип о том, что женщина за рулем - та же обезьяна с гранатой, - уверен Игорь Егорович. - Прекрасная половина человечества, между прочим, более ответственно подходит к процессу вождения. Причем в любом возрасте. Я, к примеру, недавно обучал одну 62-летнюю женщину. Муж умер, машина осталась. А Татьяна - частный предприниматель. Кто теперь отвезет в Харьков за товаром? Вот и взялась получать удостоверение, чтобы бизнес сохранить. Маленькая - метра полтора. Но боевая! Уже после того, как она получила права, дочка ее рассказывала: «Звоним маме: «Ты где?» «В МРЭО!». Только трубку положили, она минут через десять под дверью. А расстояние приличное. Прям как Шумахер домчалась»… Еще одна пенсионерка меня удивила. Галине было 67 лет, когда дети купили ей «Фольк­сваген». И ведь научилась ездить! Да так, что многим водителям со стажем с нее бы пример брать…

Реальные трассы пугают виртуальных гонщиков

Впрочем, далеко не все могут сладить с авто, как эти две удивительные донецкие пенсионерки или «ездовые» (те, кто приходит обучаться, уже имея навыки вождения).

- Попадаются такие экземпляры, что от них моторы учебных авто «крякаются». Доводят, - признается инструктор. - Основная болезнь - не могут работать со сцеплением: дергают его, а надо - плавно.

Сказывается, конечно, и то, что ранее обучение длилось полгода, а сейчас - два с половиной месяца. Да и медкомиссия для тех, кто идет сдавать на права, стала куда менее жесткая. В итоге бывают случаи, что за руль пытаются сесть люди, которым это, мягко говоря, противопоказано.

- Мнение молодых: «Раз я в компьютерной игре классно вожу, то и вживую проблем не будет», в корне неверно! - продолжает Окороков. - В виртуальной езде нет ощущения дороги, там пропадает осторожность. Врезался - ничего: можно перейти на другой уровень, взять запасную жизнь. В реальности это не срабатывает. И асы компьютерных трасс, когда их обгоняет другая машина, так сжимают руль, что тот аж хрустит. А то и вовсе бросают его в панике. Поэтому в правилах и сказано, что инструктор, сидящий рядом, должен быть не пристегнут, чтобы вовремя среагировать. Так что спина у нас всё время колом, - улыбается Игорь Егорович.

По его словам, очень многие вначале боятся дороги, любую машину воспринимают как угрозу, пешехода - как врага. Потом привыкают.

Окороков подчеркнул, что основные причины ДТП: нарушение скоростного режима, правил проезда перекрестков, обгон и управление авто в пьяном виде. Больше 50% аварий совершают новички, хоть в правилах четко написано, что они должны ездить со скоростью не более 70 км в час в первые два года после получения водительского удостоверения.

- Нельзя быть неуверенным, но и самоуверенным становиться тоже опасно, - считает бывалый водитель. - Тем более, что дорожное движение сейчас очень интенсивное, скорости ежегодно растут… Кстати, я и мои коллеги - Сергей Зорин и Дмитрий Лыков ни в коей мере не считаем ребят, получивших долгожданные водительские удостоверения, отрезанным ломтем. Всегда переживаем за них, готовы помочь. Перефразируя Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого научили».

День автомобилиста он, конечно же, отмечает. С традиционным тостом: «Ни гвоздя, ни жезла!». И обязательным «отдыхом» от руля хотя бы на день - после того, как чарка была не только поднята, но и выпита.

Область лидирует по грузовикам и отстает по частным легковушкам

Длина автомобильных дорог общего пользования в нашем крае составляет 8,1 тыс. км, из них 99,2% - дороги с твердым покрытием (седьмое место среди регионов Украины). За 9 месяцев этого года коммерческие грузовые перевозки области составили 32,9 млн. тонн, что на 18,4% больше, чем за аналогичный период 2010-го. Так что из кризиса мы даже не выходим, а выезжаем.

Донетчина занимает по перевозкам пассажиров автобусами первое место среди всех регионов, ее удельный вес в Украине по этому показателю превышает 14%. На одного жителя области за год приходилось в среднем 120 автобусных поездок, а в областном центре - 234. Ежедневно услугами автотранспорта в регионе пользуются 1,5 миллиона человек, сообщает облстат. При этом 85% составляют городские перевозки, 13% - пригородные и всего два процента - междугородные.

В области насчитывается свыше 15 тысяч пассажирских автобусов, более 601 тысячи легковых и около 80 тысяч грузовых автомобилей. По количеству грузовиков мы - лидеры в Украине. По легковушкам нас перещеголял лишь Киев, а автобусов больше только в Днепропетровской области.

Обеспеченность частными легковыми авто на 1000 человек населения области составляет 132 единицы (в среднем по стране - 142). По этому показателю Донецкая область занимает аж 14 место в стране. Более четверти всего автотранспорта области сосредоточено в столице края, а среди марок наибольшей популярностью пользуется ДЭУ.


Андрей Кривцун. Фото автора.

Теги: Донецк, Донбасс, Донецкая область, Макеевка, авто, водитель, ДЮИ, День автомобилиста
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх