Любовь, кино и вино Пьера Ришара

16.08.2015 07:48
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
"Я очень ценю в людях чувство юмора, потому что часто это наше единственное оружие против всех гадостей и несправедливостей жизни", - уверяет великий комик.
"Я очень ценю в людях чувство юмора, потому что часто это наше единственное оружие против всех гадостей и несправедливостей жизни", - уверяет великий комик.

Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе (таково полное имя гениального французского комика) 16 августа празднует 81-летие.

Родившийся в семье текстильного промышленника и воспитывавшийся в семье деда, потомка старинного аристократического рода (отец впал в опалу, прокутив огромное состояние), он пошёл против воли семьи, решив стать актёром. За что ему - огромное спасибо! С театром у Пьера по молодости не сложилось (давали роли второго плана, даже приходилось подрабатывать выступлениями на подмостках кафе-театров, рядовых кабаре и престижных мюзик-холлов, т.к. Ришар хорошо танцевал), зато мир кино благодаря ему получил массу невезучих, нелепых, смешных, но удивительно обаятельных персонажей. "Во всех моих ролях есть частичка меня самого - застенчивого, не умеющего общаться с людьми, с замедленной реакцией, - уверяет Пьер. - И я действительно постоянно становлюсь жертвой собственной рассеянности, теряя ключи, бумаги, кредитные карточки. Вместе с тем я боец - иначе актёру нельзя".


Юмор как оружие

К лицедейству его тянуло с детства. Более того, на какое-то время это стало средством спасения. Восемь лет Пьер провёл в пансионе, где ему сперва здорово доставалось от сверстников - сыновей крестьян и шахтёров. И он нашёл защиту. "Я старался развеселить ребят, которые учились вместе со мной. Но это не значит, что я заискивал перед ними, - уверяет Ришар. - Просто когда человек к тебе агрессивно настроен, он выстраивает некий непреодолимый барьер в общении. Пробить эту стену нереально. Противостоять можно только юмором. Когда твой оппонент начинает смеяться, он скидывает броню, с ним уже можно говорить".

Пробить броню родни Ришар не смог. И, даже получив отказ в финансовой поддержке, ринулся в 18 лет покорять Париж в качестве артиста. Специальные курсы, постоянные кастинги, участие в любых проектах, всё это выковало того Пьера, которого мы знаем.

"Я был тогда довольно застенчивым молодым человеком, поэтому иногда заикался, что не очень хорошо для актёра, - признаётся он. - С другой стороны, именно заикание в дальнейшем мне и помогло - на него наложились другие приёмы, и это был мой личный способ самовыражения. И наверное, поэтому мне всегда нравились сценарии, где приходилось меньше говорить, а больше использовать язык жестов и телодвижений. У меня это хорошо получалось".


Робер, Вебер и Депардье


Войти в мир большого кино ему помог режиссёр Ив Робер, пригласивший Ришара в 1967-м в ленту "Блаженный Александр" (до этого был лишь эпизод в картине "Монпарнас, 19"). Всё тот же Роббер позже снял Ришара в известных комедиях о приключениях "высокого блондина" (при этом рост Пьера средний - 178 см).

"Роберу я обязан всем, - уверяет Ришар. - Именно он в своё время выбрал меня, тогда абсолютно безвестного артиста, на роль в спектакле по пьесе поляка Мрожека, которая прошла с большим успехом. Помню, как он мне сказал: "Ты не актёр, ты персонаж. Ты должен сам сочинять для себя фильмы". После чего я вместе со своим другом написал сценарий "Рассеянный".

А потом был союз с другим режиссёром, Франсисом Вебером, выпустившим классические комедии с Ришаром - "Игрушка", "Невезучие", "Папаши", "Беглецы". В трёх последних Пьер играл дуэтом с Жераром Депардье.

"Говорят, сейчас у Депардье стал несносный характер. Но когда мы снимались с ним вместе, его все обожали. Он был душой компании, - уверяет Ришар. - Сколько было забавных моментов во время съёмок! Хотя доставалось мне не шуточно… Во время работы над "Невезучими" я весил 75 кг, а Депардье - 85. И у него была очень тяжёлая рука. Когда он давал подзатыльник или хлопал по плечу, казалось, что меня бьют трёхкилограммовой гирей. А поскольку каждая сцена требовала до 20 дублей, я вынужден был сносить все эти побои. При этом я довольно рассеянный, и каждый новый удар был для меня неожиданным. Наверное, никогда так сильно не били, как на съёмках этой ленты. Но всё равно было весело! Если помните, в "Невезучих" есть сцена с вращающейся дверью. Перед съёмками Депардье опрокинул несколько рюмок водки и очень быстро опьянел. Когда режиссёр крикнул: "Мотор!", Жерар несколько раз попытался войти в эту дверь, но давал полный круг и выходил обратно на улицу. Режиссёр остановил съёмки. Сцену с трудом пересняли, Депардье наконец проник в помещение, подошёл ко мне и… наступил мне на руку. Я заорал от боли, причём совершенно искренне".

Кстати, в этом году во Франции состоялась премьера фильма "Агафья", снятого по мотивам рассказов Чехова. В этом фильме, спустя почти 30 лет, вновь воссоединился актёрский дуэт Пьера Ришара и Жерара Депардьё.

В 70-х Ришар снялся в комедиях Клода Зиди "Горчица бьёт в нос" ("Он начинает сердиться") и "Не упускай из виду", которые также стали классикой. Но чем дальше, тем сложнее ему было оставаться на комической волне. Поэтом в 96-м он с радостью ухватился за предложение грузинского режиссёра Наны Джорджадзе сняться в не лишенной юмора, но в то же время - драматической ленте "Тысяча и один рецепт влюблённого кулинара". За роль в которой, кстати, был признан на Каннском кинофестивале "Лучшим актёром". "Такие роли, которых мне раньше никогда не предлагали, мне отныне и хочется играть, - признавался тогда Ришар. - Крест комического актёра становится для меня всё тяжелее... Я его пока несу, но меня от него уже пошатывает".

Правда, недавно он заявил совершенно обратное: "Сейчас всё стало с ног на голову. Теперь мне перестали предлагать комические роли, а вместо этого подсовывают драматические роли, где я если не умираю в самом начале фильма, то ближе к концу это происходит в любом случае".

Бесподобный Пьер РИШАР в фильмах, "Беглецы", "Игрушка", Невезучие".


Другие амплуа


Мы знаем Ришара как отличного актёра, но он также и прекрасный режиссёр. Кроме уже упомянутой комедии "Рассеянный" Пьер создал "Несчастье Альфреда", "Я ничего не знаю, но всё скажу", "Я робкий, но я лечусь", "Это не я, это - он!", "Мечтать не вредно" и "Прямо в стену". А также 50-минутную документальную ленту "Расскажите мне о Че", снятую им на Кубе. В фильм вошли воспоминания людей, близко знавших Эрнесто Че Гевару, а также кадры кинохроники, на которых был запечатлён легендарный революционер.
"Отшельничество и бунт, эти два свойства характера Че, я чувствую в себе с самого детства, - признаётся Пьер Ришар. - С обычного бунта за право распоряжаться своей судьбой началась и моя актёрская жизнь".

Ришар основал компанию "Фиделин фильм", занимавшуюся производством и прокатом фильмов, а также выпуском пластинок с песнями самого Пьера. А ещё - по совету Депардье - купил 20 га виноградники на юго-западе Франции.

"Я сказал себе: "Если делать вино, то непременно хорошее". Чтобы мне потом не говорили: "Уж лучше бы ты оставался только в кино". Моё вино становится все лучше и лучше. Доходов особых оно не приносит, но и денег не теряю, - уверяет Ришар. - На винограднике трудятся специалисты, моя сестра Виктория ведает коммерческими вопросами. Когда приходит время смешивать сорта винограда и пробовать напитки - тогда подключаюсь я и делаю это вместе с дегустатором. Сейчас мы производим около 80 тысяч бутылок в год… Вино мне напоминает кино - его надо употреблять вместе с друзьями, чтобы было много народу. Согласитесь, смотреть кино в одиночестве - грустновато. Как и выпивать одному бутылку вина - никакого кайфа. 20 лет назад я мог выпить бутылку-две в день и при этом нормально себя чувствовал, а утром бодро шёл на какие-то важные встречи. Сейчас, конечно, употребляю намного меньше. Иначе с утра придётся собирать себя по частям".


Покорял танцовщиц, моделей, актрис


Любовных перипетий в его жизни хватало. При этом Ришар уверяет: "Настоящий сердцеед - это Ален Делон. Роли Казановы или Дон Жуана не для меня. И мне в жизни удавалось кое-кого соблазнять, но я никогда не превращал это в систему. Я чего-то добивался не потому, что был красив, а потому, что обладал, наверное, каким-то шармом. Правда, мне всегда нужно было время, чтобы показать, какой я трогательный и забавный".

Единственной женщиной, подарившей ему детей (оба сына стали джазовыми музыкантами), была первая супруга - танцовщица знаменитого театра "Гранд Опера" Даниель Минаццоли. Они прожили вместе почти 20 лет. А потом расстались - без скандалов. "Если мы поженились, произвели на свет двоих сыновей, следовательно, мы друг друга устраивали. Бывает, люди расходятся, и что с того?! Это не значит, что она мерзавка или я негодяй. Просто жизнь так сложилась", - поясняет Ришар.

Некоторое время Пьер жил с актрисой Мюриэль Дюбрюль. Потом была марокканка Айша (младше Ришара на 34 года!). Второй официальной женой легендарного француза стала бразильская актриса и модель Сейла, которая моложе его на 30 лет. Вместе они уже почти два десятилетия, а познакомились в доме актрисы Милен Демонжо" (Миледи во французском фильме "Три мушкетёра" и фотокорреспондент Элен в трилогии о Фантомасе). При этом до их встречи Сейла видела только один фильм с участием Ришара. И ей сложно было представить, насколько он известен как артист.



"Когда нас познакомили, Сейла не знала французского, а я - португальского, на котором говорят в Бразилии, - рассказывает Ришар. - У нас оставался для общения только международный английский язык. Моя нынешняя жена владела им неплохо, как и положено успешной модели, а вот я - с трудом. И мне до сих пор удивительно, как мы смогли тогда понять друг друга, принять, а главное - не потерять… Моя бразильянка (так я любовно называю нынешнюю супругу) сначала поразила моё сердце, потом пленила душу, а уже затем покорила мой разум. Это человек, который остро переживает за меня. Ей небезразлично, что происходит со мной и вокруг моей персоны. Наверное, этим она захватила меня абсолютно… Я тоже берегу её как умею... У Сейлы своих детей нет, при этом у неё четверо внуков. Моих. Она их обожает, и они к ней относятся с безграничным доверием и любовью. Когда кто-то со стороны наблюдает их общение, никому и в голову не придёт, что она им не родная бабушка".

Украинский след

Пьер Ришар несколько раз посещал Украину, в том числе со спектаклем "Убийство в Вальпараисо". "В 1998-м я бывал в Киеве вместе с женой. Помню, тогда мой приезд совпал с визитом президента США Билла Клинтона. Сейчас вот я в Харькове, а Клинтон давно уже не президент, моя жена по-прежнему остаётся моей женой. Это говорит о том, что жизнь актёра намного дольше жизни политика, - рассказывал актёр, ставший гостем фестиваля "Харьковская сирень" - Я второй раз приезжаю в Украину: нигде и никогда не встречал подобного приема. Один раз меня уже удивили в Киеве, но в Харькове гостеприимство еще сильнее. Мне не хочется показаться вам звездой, я надеюсь стать вам другом... Самое интересное, что в Украине и в России я известен больше, чем на родине. До сих пор не понимаю, в чём тут дело".


Андрей ПИТОНОВ.

Теги: Франция, кино, любовь, Пьер Ришар
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх