Узаконить землю стало невозможно

09.07.2013 11:53
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Землеустроитель Руслан Маслов  вынужден огорчить наследницу надела из села Дылеевки: новый механизм закрепления права собственности  на землю пока безжизненный.
Землеустроитель Руслан Маслов вынужден огорчить наследницу надела из села Дылеевки: новый механизм закрепления права собственности на землю пока безжизненный.

В краматорский корпункт «Донбасса» обратилась бывшая жительница села Дылеевка Константиновского района Ирина Петренко. Наследница родительского дома не может оформить право собственности на участок земли, где провела детство. «Я уже полгода ношу кипу бумаг по разным инстанциям», - жалуется Ирина Андреевна. Специалисты уверяют - неурегулированная процедура регистрации земельных участков и прав собственности на них в рамках нового законодательства вскоре может вызвать глубокий кризис в экономике региона.

Нововведение стало тормозом

- Схема отведения участков (получение разрешения, разработка землеустроительной документации, согласование и получение правоустанавливающих документов) не работает, - подтвердил «Донбассу» известный в районе землеустроитель Руслан Маслов. - Много людей, начав в конце 2011-го оформлять права на землю, с января попали в ступор: закрученный механизм остановился. И никто не может пояснить - когда рынок земельных отношений заработает...

По его словам, трудно проходит регистрация новых договоров аренды земли. А внести изменения в действующие документы вообще невозможно.

- Нарастает как ком проблема брошенных земельных паёв, розданных в 90-х годах бывшим колхозникам, - печалится Руслан Викторович. - Ко мне обращаются наследники колхозных паёв. Я впервые не могу помочь людям - неразбериха в стране царит.

- С нового года регистрацию участков и оформление права собственности разделили между двумя ведомствами, - пояснили «Донбассу» в отделе юстиции горсовета. - Земельное агентство вносит информацию о наделах в государственный земельный кадастр, присваивает кадастровый номер и открывает поземельную книгу на участки. А имущественные права регистрируют специалисты юстиции в государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество. В том числе - права временного пользования и договоры аренды. Всё это  - не работает, люди жалуются, но помочь мы не можем.

Новшество коснулось организаторов товарного производства и селян, всех, кто пожелал возвести гараж или построить на пустовавшей земле магазин, автозаправку, станцию техобслуживания. Узаконить землю практически невозможно. А если этого не сделать - можно попасть под суд и «схлопотать» реальный срок...

Ранее права владения наделами и договоры аренды узаконивали органы земельных ресурсов, регистрируя участки в системе кадастра. Устав от очередей, люди ругали прежнюю систему за бюрократические недостатки и за взятки. Теперь получили от законодателя новую, но - совершенно нежизнеспособную схему.  

- Замысел разделения понятен, - подчеркнул Маслов. - Давно пора сформировать общий реестр прав на землю. А в итоге без того неполную базу разделили на две части: данными об участках ведает агентство, а сведения о хозяевах (арендаторах) собирает юстиция. Но дружбы у них нет: юстиция требует начинать право владения с нуля, хотя у хозяина есть правоустанавливающие документы. Земельное агентство требует своё... Даже не оформляют дубликаты выданных ими же документов взамен утраченных из-за пожара. Хотя есть база данных, хранится, наконец, второй экземпляр документа.

В отделе юстиции признали: новый порядок регистрации содержит нормы, выполнить которые невозможно. И нотариусы под любыми предлогами стали уклоняться от оформления сделки купли-продажи земли. Чиновники уверяют, что ситуация изменится после формирования реестра хозяев и государственного земельного кадастра. Но когда это произойдёт - неведомо...

Риск попасть под статью

Мёртвое новшество коснулось больших и малых предприятий, арендующих в городах землю и уплачивающих в местную казну арендную плату: возникла необходимость перезаключить с внесением изменений истёкший договор аренды. Но выполнить эту простую процедуру невозможно.

- Новый договор с властями заключить можно, а перезаключить действующий, с внесением изменений - нельзя, - развёл руками директор химзавода Александр Августов. - Если этого не делать, нарушается право собственности. А это уже даже не административное, а уголовно наказуемое деяние. Выходит, страна сама плодит правонарушителей...

Юристы подчёркивают: по новому закону, прежде чем сельсовету (горсовету) начать распоряжаться землёй, он сам должен обрести право собственности на неё. Парадокс, но в стране ни один метр земли не узаконен по новой процедуре. Да и нет статьи расходов в бюджетах на эти цели. А если какой-либо исполком оплатит - КРУ накажет за нецелевое использование бюджетных денег.

Нотариусы ушли в «подполье»

С первичной регистрацией прав на участки разобрались. А на вторичном рынке роль регистраторов передана нотариусам: они получили доступ к кадастру и к реестру прав. Раньше они лишь заверяли операции купли-продажи земли и регистрировали сделки. После этого надо обращаться в земельное агентство, чтоб там поставили отметку о переходе права собственности.

По новым правилам нотариусы сами должны вносить изменения в реестр вещных прав в день заключения сделки. Но они... уклоняются регистрировать права собственности. Хотя могут неплохо заработать.

- Боятся наделать ошибок, ведь приходится иметь дело с новыми информационными системами (госреестром прав собственности и государственным земельным кадастром), - пояснил «Донбассу» авторитетный в городе юрист, экс-глава горсуда Анатолий Перунов. - Они заполнены в лучшем случае на 50%, да и то содержат кучу неточностей.

Чтобы совершить сделку купли-продажи земли, надо получить выписку из кадастра. Но бывает так, что данных о наделе в кадастре нет.

Предполагалось, что эта информация должна быть перенесена в кадастр без участия землевладельцев, но многие участки «потерялись». В этом можно убедиться, взглянув на кадастровую карту Украины на сайте Государственного земельного агентства. Если надела там нет, владельцу надо снова зарегистрировать его в кадастре, получив право собственности. Только после этого можно идти к нотариусу.

- Нет гарантий, что если надел числится в кадастре, то там же есть данные о хозяине и арендаторах земли, - дополнил Маслов. - В идеале сведения должны были свести в единую базу ещё до конца 2012 года. Но в реалиях этого не произошло.

- Нас ставят в условия, при которых, проведя регистрацию, мы рискуем сами оказаться привлечёнными к ответственности, - подтвердила нотариус Наталья Щербина.

Процедура регистрации: как должно быть

В начале года обрели силу Законы «О государственном земельном кадастре» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». Но вместо ожидаемого упрощения предприятия жители региона получили более запутанный механизм.  

Вначале наследник подаёт заявление и документы по земле-устройству государственному кадастровому регистратору. В течение 14 дней тот проверяет законность документов и регистрирует участок (либо мотивированно отказывает). При этом регистратор бесплатно выдает претенденту извлечение из государственного земельного кадастра, направляет в регистрационную службу заявление о регистрации прав на участок и пакет документов. Затем государственный регистратор в течение 14 дней оформляет свидетельство о праве собственности и передает его кадастровому регистратору. А тот обязан отдать правоустанавливающий документ заявителю.

Но и к началу июля этот простой механизм не заработал: ни сельсоветы, ни городские власти, ни областные земельные ресурсы не узаконили пока ни одного надела.


Сергей Маринцев. Фото автора.
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх