Житель Славянска был грозой танков

27.08.2013 11:01
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
«Мама не поверила даже письму председателя Президиума Верховного Совета СССР, где сообщалось о гибели папы, - показывает оригинал документа дочь Героя  Зинаида Токарева. - Мы продолжали ждать отца долгие годы».
«Мама не поверила даже письму председателя Президиума Верховного Совета СССР, где сообщалось о гибели папы, - показывает оригинал документа дочь Героя Зинаида Токарева. - Мы продолжали ждать отца долгие годы».

Душа страдала, когда десятки опрошенных славянцев разного возраста недоумённо пожимали плечами на мой вопрос: «Какой подвиг в войну совершил Василий Уваров?». А ведь в музее арматурно-изоляторного завода есть экспозиция, имя Василия Тимофеевича носит школа-интернат №1. Освежить память помогут копии документов, поступившие в редакцию из Центрального архива Минобороны России, а также рассказ дочери фронтовика - Зинаиды Токаревой, врача одной из служб горздрава Донецка.

Зам. комвзвода 1180-го истребительно-противотанкового артполка старшина Василий Уваров в июле 1942-го. Он погиб ровно через год.

Зам. комвзвода 1180-го истребительно-противотанкового артполка старшина Василий Уваров в июле 1942-го. Он погиб ровно через год.

- Родился папа 9 января 1919 года в деревне Меловая, под Балаклеей, - вспоминает Зинаида Васильевна. - Окончил семилетку и школу фабрично-заводского обучения. В 1936-м уехал в Донбасс. Строил шахту в Сталино, работал токарем в Славянске. В 38-м встретил мою будущую маму, Софью Павловну.

В мае 39-го Василия призвали в армию. Стал артиллеристом, попав в Сибирский военный округ. Окончил школу младших специалистов, командовал орудийным расчётом. В 1940-м сержанта назначили помощником командира огневого взвода. В мае 41-го он уволился в запас, и молодые наконец-то зажили под общей крышей. И тут - война... Софья, провожая Василия, успела сказать, что у них будет ребёнок.

Уже в звании старшины он был назначен в 1180-й истребительно-противо­тан­ковый артполк (ИПТАП) 63-й армии Сталинградского (а с октября 1942-го - Донского) фронта. Пережил горечь отступлений, дрался на Волге, потерял боевых друзей и командира взвода своих 76-миллиметровых пушек. После разгрома немцев под Сталинградом возглавил взвод. Полк вошёл в состав 162-й стрелковой дивизии 70-й армии, собранной из разных разбитых частей.

17 марта 1943-го взвод Уварова сопровождал огнём наступление 162-й дивизии в районе пос. Золотое Дно и Новый Свет (Дмитровский район, под Орлом). «Вдруг враг пошёл в контратаку. При поддержке авиации 14 танков с пехотой вышли на позиции взвода, оказавшегося впереди боевых порядков нашей пехоты. В результате короткой схватки две пушки Уварова сожгли семь танков, уничтожив до батальона автоматчиков. Пехота, видя бой артиллеристов, поднялась в атаку. Отбросив врага, она заняла выгодные позиции», - пишет в наградном листе командир артполка подполковник Иван Маз.

Подошедшие части добили врага. Солдаты и офицеры обнимали старшину и его смущённых бойцов. Но командующий 70-й армией генерал-лейтенант Иван Галанин, утверждая представление комполка Маза, зачеркнул в проекте приказа «... достоин звания Героя Советского Союза», дописав «... ордена Отечественной войны 1 ст.». Но с лёгкой душой произвёл 24-летнего старшину в младшие лейтенанты.

С начала июля 43-го войска Центрального фронта, узнав о скором наступлении врага, готовились к обороне. Крепко оборудовали огневые позиции и артиллеристы 1180-го ИПТАП. Судьба распорядилась так, что обустроились они в центре главного направления будущего удара вражеских армад - близ станции Поныри.

Архивы, раскрыв хронику кровопролитной войны, говорят: главный удар фашистов на северном фасе Курской дуги приняли бойцы и командиры 13-й, 48-й и 70-й общевойсковых армий. А сражение за Поныри развернулось 7 июля.

«Ожесточение боёв росло с каждой атакой врага, расходовалось огромное количество боеприпасов. Командиры требовали экономить снаряды, и Уваров понимал важность каждого выстрела. Требовался точный расчёт, даже снайперская сноровка наводчика. Поэтому сам не раз припадал к прицелу», - вспоминал участник той битвы майор Григорий Нехонов.

9 июля 1943-го враг ударом с запада стал обходить станцию, развивая наступление вдоль железной дороги Орёл - Курск. С утра части немцев пришли в движение: пехота с танками вклинилась в северо-западную часть Понырей. Передний край покрылся взрывами, в небе закружили бомбардировщики. А потом немцы бросили на позиции наших артиллеристов танковые армады.

Бойцы Уварова отразили восемь атак, уничтожив две роты пехоты. На поле догорали четыре «Тигра» новой конструкции (с усиленной бронёй) Т-6 и четыре средних танка. К вечеру машины врага повредили снарядами пушки. Так что, когда появился ещё один Т-6, оба орудия молчали. Заметив это, пехота врага ринулась на позиции взвода. Почти рота фашистов ворвалась в траншеи артиллеристов. Бойцы с сапёрными лопатками схватились врукопашную. Но силы были неравными - неполный взвод против роты. Завалив с десяток врагов, Уваров выгнулся от сильного удара рослого фрица штыком в спину...

Подбежавшие на помощь пехотинцы добили немцев. Но наш земляк к тому времени неподвижно лежал на бруствере, устремив вечный взгляд в безоблачное небо.

- Мы ждали папу домой годами, - вытирая слёзы, сказала Зинаида Васильевна. - Мама не поверила даже гербовой бумаге за подписью председателя Президиума Верховного Совета СССР, которая пришла к нам в дом 12 апреля 1948 года.

В письме, которое собеседница бережно достала из папки с семейными реликвиями, Николай Шверник сообщил жене артиллериста - Софье Нотченко, что Василию присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно)...

- На 20-летие Победы я с мамой побывала на месте последнего боя папы, - продолжает дочь фронтовика. - Местные жители рассказали, что погибших было много, не было никакой возможности отдельно кого-либо похоронить. Всех уложили в братскую могилу.

Зинаида Васильевна с отличием окончила в Славянске медучилище. Отработав два года в Семёновском диспансере, поступила в мединститут в Донецке. Студенткой вышла замуж за офицера милиции Николая Токарева. В 66-м родила Наташу, в 70-м - Костю. Оба стали юристами-правоведами.

К жене Героя сватались многие, в том числе фронтовики. Но она отвечала: «Так я ж не разведена... А вдруг завтра явится муж?». До последнего дня (ушла она в мир иной 1 декабря 2006-го) верила, что он вернётся.

Награда к семье не попала

На копии наградного листа, поступившего из Подольска, стоит штамп: «Присвоено звание... с вручением семье ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1943 года». «Но Звезда Героя в нашу семью так и не попала, - делится Зинаида Токарева. - Я слышала, как поговаривали фронтовики, что кое-кто из военкомата присвоил папины ордена. И мама как-то призналась мне, что один офицер за награды требовал от неё деньги. Но в семье с ними тогда было негусто».


Сергей Маринцев. Фото автора и из семейного архива Уваровых - Токаревых.
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх