Ледокол выписали из реанимации

12.12.2009 14:30
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Несмотря на присутствие высоких гостей, главнокомандующим на судне был, есть и будет капитан.
Несмотря на присутствие высоких гостей, главнокомандующим на судне был, есть и будет капитан.

Успешно завершились ходовые испытания единственного ледокола Украины «Капитан Белоусов», которому перед зимней навигацией сделали «пересадку сердца».

Юбилей ветерана флота

Боцману мариупольского ледокола «Капитан Белоусов» в находчивости не откажешь. Когда коллега со скандинавского балкера попытался высмеять бесхозяйственность украинцев, Алексей Мануйленко мгновенно заткнул рот злопыхателю.

- Ты видел у нас автомобильное кладбище или ржавеющие в отстойном ковше пароходы?

И действительно, наши соотечественники ездят по земле и ходят по морям до последнего. Но и после этого павших в борозде железных коней не выбрасывают на свалку - аккуратно снимают всё, что может пригодиться, и лишь затем тащат ржавый хлам к воротам ближайшего приемного пункта.

Эта надпись на надстройке дизель-электрохода хорошо известна морякам, чьи суда заходят в Мариупольский порт.

Ледокол (он же дизель-электроход) «Капитан Белоусов» пребывает в почтенном возрасте. В нынешнем декабре ему исполнилось 55. В такие годы на берег списываются даже закаленные морские волки, что уж говорить о судне, которое каждую зиму используют в качестве ледового тарана. И его бы давно порезали, как говорят моряки, на иголки, но в таком случае страна лишится своего единственного ледокола.

- Потеря сравнима с катастрофой регионального масштаба, - комментирует ситуацию капитан дизель-электрохода Александр Шуляк. - Ведь морские ворота Донбасса с декабря по апрель остаются открытыми лишь благодаря ветерану ледокольного флота. К счастью, пессимистические прогнозы относительно скорой кончины судна не сбылись. Спустя четверть часа мы уходим на испытание, и вы сами убедитесь, что «дедушка» еще может крушить ледяные горы.

Экстрим с телекамерой

Главный экзамен, разумеется, впереди. Но и накануне ледостава море показало свой норов. Вопреки предсказаниям синоптиков, над ним безобразничал шквальный ветер, он перебрасывал через волнолом охапки брызг и испытывал на прочность флаги международного свода сигналов, которыми ради торжественного случая палубная команда украсила дизель-электроход.

- Сегодня у нас праздник, - рассказывает третий помощник капитана Александр Матченко, с которым мы общались на баке во время отхода.  - Взамен изношенных дизелей установили новые, сделали текущий ремонт, и теперь полностью готовы к зимней навигации. Что же касается корпуса, то сделали его со значительным запасом прочности.

Посторонних набилось, что сельдей в бочку. Пяток береговых адмиралов да полтора десятка представителей прессы. Еще одна настырная коллега всё время пытается выяснить у капитана, как часто тот оказывался в экстремальных ситуациях. Отвечаю за Александра Ивановича:

- Пребывание человека в море - это и есть экстрим со всеми вытекающими последствиями. В памяти еще свеж случай, когда телеоператор отвлек капитана ныне списанного ледокола «Афанасий Никитин», что привело к столкновению с пароходом «Степан Крашенинников». Это единственный, и дай Боже, последний случай в истории мореплавания, спровоцированный представителем СМИ.

Соленые семечки

- Якорь вышел из воды, - докладывает на мостик Александр Матченко.

По лицам помощника капитана и боцмана нетрудно догадаться, что оба они ждали, когда под ногами оживет палуба. Ведь уход в море означает конец надоевшему ремонту, береговой грязи и визитам проверяющих. Как говорили древние, блажен человек, очищающий душу и тело соленой водой. И хотя дорога совсем не длинная, от 16-го километра подходного канала и обратно, она всё равно не утрачивает своей прелести.

Выходим за ворота Угольной гавани - и на палубу летят соленые брызги. Шторм еще не достиг апогея, однако «Капитан Белоусов», как и все ледоколы, не имеющий бортовых успокоителей качки, начинает заметно пошатываться.

- Это семечки, - комментирует разгул стихии Александр. - Вот позапрошлой осенью в Керченском проливе ломало «речников», тогда ветер работал по-настоящему... Распоряжение идти на помощь тонущему «Скадовскому» мы получили на траверзе Бердянска. Выжимали из дизелей всё, что только могли. И слава Богу, успели. Сняли экипаж с тонущего судна, а затем оттащили «Скадовского» поближе к берегу. Теперь, когда дедушке ледокольного флота сделали, образно выражаясь, пересадку сердца, он готов к еще более ответственным сражениям.

Сурово курортное море

У 16-го буя «Капитан Белоусов» разворачивается на пятки. Маневренность превосходная. Всё-таки четыре винта! Теперь берег тянется по левому борту. Он такой же безлико-серый, как и небо над ним.

- Позапрошлой зимой, - вспоминает боцман Мануйленко, - знатная картинка отсюда вырисовывалась. Такие торосы нагромоздило на пляжах, что и в Карском море не увидишь.

Эту тему затронул и капитан, устроивший пресс-конференцию.

- Перегнавшая судно команда северян поначалу иронизировала: «Теперь после Арктики мы хоть отдохнем на курорте». Но так были настроены коллеги лишь до первой зимней навигации. Хваленые ледобои запросили пардону, как только столк-нулись с южным морем. А всё - из-за подвижки. Представьте себе массу льда в десятки миллионов тонн, которая никогда не пребывает в состоянии покоя. Наползающие друг на дружку поля могут достигать толщины в несколько метров, они утаскивают далеко за бровки канала даже суда водоизмещением в 10-15 тысяч тонн. Короче, дело пришлось осваивать нам, азовчанам, которых северяне считали представителями курортного флота.

Сказано это было, как я вскоре убедился, не ради красного словца. После завершения ходовых испытаний судно настолько ювелирно стало к причалу, будто его экипаж только тем и занимается, что круглый год отрабатывает методы швартовки. Впрочем, это тоже свидетельствует о классе экипажа «Капитана Белоусова», а следовательно, вселяет уверенность, что и 56-ю навигацию он проведет на высшем уровне.

Досье «Донбасса»

«Капитан Белоусов» был спущен на воду финскими корабелами в декабре 1954 года. Длина - 83 метра, ширина - 19 метров, высота - 19,5 метра, количество гребных винтов - четыре. В начале прошлого года была рассмот-рена замена главных двигателей, что позволило бы продлить срок службы дизель-электрохода еще на десять лет. Все работы начаты после завершения ледовой навигации 2008-2009 годов. Монтаж и центровка шести главных двигателей «катерпиллер» выполнены силами работников Мариупольского судоремонтного завода. Пуско-наладочные работы завершены 1 декабря.


Юрий Хоба. Фото автора.

Теги: Донбасс, , Азовское море, Мариуполь, ремонт, порт, капитан, моряк, ледокол
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх