- В мае из Покровска начнет ходить эвакуационный поезд на Волынь15:00
- За 26 апреля россияне ранили 3 жителей Донетчины - ОВА13:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- За 25 апреля россияне убили 5 и ранили 8 жителей Донецкой области11:00
- Ивано-Франковск передал военным в Донецкой области дроны, инструменты и снаряжение10:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- СБУ сообщила о подозрении «главе счетной палаты днр»15:00
- Настоятеля Святогорской лавры заключили под стражу13:00
- Названо число жителей Донетчины, получивших компенсацию за разрушенное жилье12:00
- За 24 апреля россияне ранили 4 жителей Донетчины - ОВА11:00
Ледокол выписали из реанимации
Успешно завершились ходовые испытания единственного ледокола Украины «Капитан Белоусов», которому перед зимней навигацией сделали «пересадку сердца».
Юбилей ветерана флота
Боцману мариупольского ледокола «Капитан Белоусов» в находчивости не откажешь. Когда коллега со скандинавского балкера попытался высмеять бесхозяйственность украинцев, Алексей Мануйленко мгновенно заткнул рот злопыхателю.
- Ты видел у нас автомобильное кладбище или ржавеющие в отстойном ковше пароходы?
И действительно, наши соотечественники ездят по земле и ходят по морям до последнего. Но и после этого павших в борозде железных коней не выбрасывают на свалку - аккуратно снимают всё, что может пригодиться, и лишь затем тащат ржавый хлам к воротам ближайшего приемного пункта.
Эта надпись на надстройке дизель-электрохода хорошо известна морякам, чьи суда заходят в Мариупольский порт.
Ледокол (он же дизель-электроход) «Капитан Белоусов» пребывает в почтенном возрасте. В нынешнем декабре ему исполнилось 55. В такие годы на берег списываются даже закаленные морские волки, что уж говорить о судне, которое каждую зиму используют в качестве ледового тарана. И его бы давно порезали, как говорят моряки, на иголки, но в таком случае страна лишится своего единственного ледокола.
- Потеря сравнима с катастрофой регионального масштаба, - комментирует ситуацию капитан дизель-электрохода Александр Шуляк. - Ведь морские ворота Донбасса с декабря по апрель остаются открытыми лишь благодаря ветерану ледокольного флота. К счастью, пессимистические прогнозы относительно скорой кончины судна не сбылись. Спустя четверть часа мы уходим на испытание, и вы сами убедитесь, что «дедушка» еще может крушить ледяные горы.
Экстрим с телекамерой
Главный экзамен, разумеется, впереди. Но и накануне ледостава море показало свой норов. Вопреки предсказаниям синоптиков, над ним безобразничал шквальный ветер, он перебрасывал через волнолом охапки брызг и испытывал на прочность флаги международного свода сигналов, которыми ради торжественного случая палубная команда украсила дизель-электроход.
- Сегодня у нас праздник, - рассказывает третий помощник капитана Александр Матченко, с которым мы общались на баке во время отхода. - Взамен изношенных дизелей установили новые, сделали текущий ремонт, и теперь полностью готовы к зимней навигации. Что же касается корпуса, то сделали его со значительным запасом прочности.
Посторонних набилось, что сельдей в бочку. Пяток береговых адмиралов да полтора десятка представителей прессы. Еще одна настырная коллега всё время пытается выяснить у капитана, как часто тот оказывался в экстремальных ситуациях. Отвечаю за Александра Ивановича:
- Пребывание человека в море - это и есть экстрим со всеми вытекающими последствиями. В памяти еще свеж случай, когда телеоператор отвлек капитана ныне списанного ледокола «Афанасий Никитин», что привело к столкновению с пароходом «Степан Крашенинников». Это единственный, и дай Боже, последний случай в истории мореплавания, спровоцированный представителем СМИ.
Соленые семечки
- Якорь вышел из воды, - докладывает на мостик Александр Матченко.
По лицам помощника капитана и боцмана нетрудно догадаться, что оба они ждали, когда под ногами оживет палуба. Ведь уход в море означает конец надоевшему ремонту, береговой грязи и визитам проверяющих. Как говорили древние, блажен человек, очищающий душу и тело соленой водой. И хотя дорога совсем не длинная, от 16-го километра подходного канала и обратно, она всё равно не утрачивает своей прелести.
Выходим за ворота Угольной гавани - и на палубу летят соленые брызги. Шторм еще не достиг апогея, однако «Капитан Белоусов», как и все ледоколы, не имеющий бортовых успокоителей качки, начинает заметно пошатываться.
- Это семечки, - комментирует разгул стихии Александр. - Вот позапрошлой осенью в Керченском проливе ломало «речников», тогда ветер работал по-настоящему... Распоряжение идти на помощь тонущему «Скадовскому» мы получили на траверзе Бердянска. Выжимали из дизелей всё, что только могли. И слава Богу, успели. Сняли экипаж с тонущего судна, а затем оттащили «Скадовского» поближе к берегу. Теперь, когда дедушке ледокольного флота сделали, образно выражаясь, пересадку сердца, он готов к еще более ответственным сражениям.
Сурово курортное море
У 16-го буя «Капитан Белоусов» разворачивается на пятки. Маневренность превосходная. Всё-таки четыре винта! Теперь берег тянется по левому борту. Он такой же безлико-серый, как и небо над ним.
- Позапрошлой зимой, - вспоминает боцман Мануйленко, - знатная картинка отсюда вырисовывалась. Такие торосы нагромоздило на пляжах, что и в Карском море не увидишь.
Эту тему затронул и капитан, устроивший пресс-конференцию.
- Перегнавшая судно команда северян поначалу иронизировала: «Теперь после Арктики мы хоть отдохнем на курорте». Но так были настроены коллеги лишь до первой зимней навигации. Хваленые ледобои запросили пардону, как только столк-нулись с южным морем. А всё - из-за подвижки. Представьте себе массу льда в десятки миллионов тонн, которая никогда не пребывает в состоянии покоя. Наползающие друг на дружку поля могут достигать толщины в несколько метров, они утаскивают далеко за бровки канала даже суда водоизмещением в 10-15 тысяч тонн. Короче, дело пришлось осваивать нам, азовчанам, которых северяне считали представителями курортного флота.
Сказано это было, как я вскоре убедился, не ради красного словца. После завершения ходовых испытаний судно настолько ювелирно стало к причалу, будто его экипаж только тем и занимается, что круглый год отрабатывает методы швартовки. Впрочем, это тоже свидетельствует о классе экипажа «Капитана Белоусова», а следовательно, вселяет уверенность, что и 56-ю навигацию он проведет на высшем уровне.
Досье «Донбасса»
«Капитан Белоусов» был спущен на воду финскими корабелами в декабре 1954 года. Длина - 83 метра, ширина - 19 метров, высота - 19,5 метра, количество гребных винтов - четыре. В начале прошлого года была рассмот-рена замена главных двигателей, что позволило бы продлить срок службы дизель-электрохода еще на десять лет. Все работы начаты после завершения ледовой навигации 2008-2009 годов. Монтаж и центровка шести главных двигателей «катерпиллер» выполнены силами работников Мариупольского судоремонтного завода. Пуско-наладочные работы завершены 1 декабря.
Юрий Хоба. Фото автора.
Теги: Донбасс, , Азовское море, Мариуполь, ремонт, порт, капитан, моряк, ледокол
- В мае из Покровска начнет ходить эвакуационный поезд на Волынь15:00
- За 26 апреля россияне ранили 3 жителей Донетчины - ОВА13:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Россияне признали «нерентабельными» 100 из 114 шахт оккупированной Луганщины12:00
- За 25 апреля россияне убили 5 и ранили 8 жителей Донецкой области11:00
- Ивано-Франковск передал военным в Донецкой области дроны, инструменты и снаряжение10:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- СБУ сообщила о подозрении «главе счетной палаты днр»15:00
- Настоятеля Святогорской лавры заключили под стражу13:00
- Названо число жителей Донетчины, получивших компенсацию за разрушенное жилье12:00