К 70-летию Освобождения Донбасса. Арбузный вкус Победы и незабываемый «Дурак»

08.09.2013 09:00
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Почётный журналист Украины, лауреат премии им. Шутова, автор произведений о Рутченковском подполье (частью которого он был) Александр ХОЛИН у мемориала журналистов  и писателей, погибших в годы войны и умерших после неё.
Почётный журналист Украины, лауреат премии им. Шутова, автор произведений о Рутченковском подполье (частью которого он был) Александр ХОЛИН у мемориала журналистов и писателей, погибших в годы войны и умерших после неё.

Почти два года Донбасс стонал под пятой оккупантов. Немецко-фашистские захватчики ни за что не хотели выпускать из своих лап лакомый промышленный регион.

И бились жесточайшим образом не только на таких известных кровопролитными схватками участках, как рубеж рек Северский Донец и Миус или Саур-Могила, но и практически за каждую пядь. Земля наша нашпигована костями и пеплом павших, а также пулями и снарядами, которые до сих пор, спустя 70 лет после освобождения, находят чуть ли не каждую неделю. В сражении за Донбасс погибло, по разным данным, от 150 до 250 тысяч солдат и офицеров Красной армии, партизан и подпольщиков. Директор поисково-издательского агентства «Книга Памяти» в Донецкой области, фронтовик Иван Кулага (награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы» и многими другими) сообщил нашему изданию, что на сегодняшний день в шахтёрском регионе в живых осталось всего 177 человек, принимавших участие в боях за наш край. 79 из них живут в Донецке, окончательное очищение которого от фашистской чумы 8 сентября 43-го принято считать Днём освобождения всего региона. «Донбассу» удалось пообщаться с людьми, которые помнят тот огненный сентябрь.

Оккупация теперешнего Донецка (ранее - Сталино, а около 700 дней «богования» здесь гитлеровцев и их приспешников - Юзовка, как он назывался первоначально) уменьшила количество населения здесь с 507 до 175 тысяч. И превратила столицу края в руины.

«Мы видели, как фашисты варварски разрушают и сжигают промышленные предприятия и жилые кварталы. Клубы чёрного дыма, висевшие над городом, заставляли нас торопиться», - вспоминал генерал Иван Рослый, который командовал тогда 9-м стрелковым корпусом. 320-я стрелковая дивизия, обходя город с севера, в течение ночи освободила Александро-Григорьевку и Путиловку. 230-я стрелковая выбила врага с железнодорожной станции и северной части, 301-я - с центральной и западной, 50-я ворвалась с юго-востока. 8 сентября Москва салютовала освободителям Донбасса двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Валентина Большакова: «Благодарные жители  освобождённой шахтёрской  столицы угощали нас  во-о-от такими арбузами».

Валентина Большакова: «Благодарные жители  освобождённой шахтёрской  столицы угощали нас  во-о-от такими арбузами».

Валентину Большакову весть о войне застала в подмосковном Орехово-Зуево, куда она, уроженка Новотроицкого, поехала учиться в текстильный техникум. Сперва окопы рыла, а потом пошла добровольцем на фронт. Когда 476-й стрелковый полк (5-я ударная армия, 320-я стрелковая дивизия), где она служила в обозно-вещевом снабжении, освобождал Донбасс, девушке было всего 18 лет.

- Наша дивизия особо отличилась, выбивая фашистов с родины теперешнего президента. Так что получила название - Енакиевская, - вспоминает Валентина Митрофановна. - Но и в боях за столицу края она участвовала. К Сталино мы подошли по Григорьевскому шоссе, сейчас там Красногвардейка. Везде дым, пепел, огонь. Тут и там - воронки от бомб и снарядов. Сама я в перестрелках не участвовала, но знакомые солдатики рассказывали, что захватчики, понимая, что отстоять город не удастся, предпочитали жечь его и минировать, а не вступать в бой… Прекрасно помню, что практически весь железнодорожный вокзал лежал в руинах. Разве могла я тогда представить, что со временем он превратится в такую красотищу, как сейчас, став лучшим в Украине. С гордостью и радостью прогуливаюсь всегда по местам, которые помогала освобождать в те страшные годы.

Ветеран, награждённая орденом Отечественной войны II степени, уверяет, что никогда не забудет вкус арбуза, которым угощала освободителей одна женщина, жившая неподалёку от вокзала.

- У неё во дворе стоял колодец, мы попросили воды напиться. А она вынесла штуки четыре здоровенных полосатика, - улыбается Большакова. - Мне казалось, что ничего вкуснее в жизни не ела. Это был настоящий вкус Победы, хотя до неё, окончательной, оставалось ещё более полутора лет.

После войны Валентина Митрофановна трудилась в Донецке секретарём-машинисткой и счетоводом. Потом на Дальнем Востоке - поваром, пекарем на судах, которые ходили, в том числе, в Токио, Перу, Панаму. Более 20 лет она работает в Киевском райсовете ветеранов столицы края. С горечью говорит, что ряды последних тают с ужасающей скоростью.

Председатель городской секции бывших партизан и подпольщиков города Донецка Александр Холин помнит освобождение столицы края изнутри.

- Во время оккупации я пацаном совсем был (в сентябре 43-го мне шёл лишь 13-й год), - делится он. - Вместе с тремя дружками мы создали группу «Юные мстители Рутченковки» и, чем могли, досаждали оккупантам. Воровали из вагонов амуницию, сыпали в бензобаки песок и цистерны с горючим, расклеивали листовки, помогали военнопленным, которых девчата освобождали из лагеря, добраться до Новомихайловки, где был наш врач. Я также был связным комиссара группы Кириченко - передавал ему информацию Совинформбюро, полученную от радиста Хмирова.

Александр Иванович видел, как немецкие факельщики, отступая, жгли многоэтажки. Как освободители двигались вереницей через чёрный от копоти город, догоняя врага. Радовался появившимся на обочинах дорог лозунгам «Добьём врага в его берлоге!». Совал нашим бойцам патроны от шмайсеров (чего-чего, а этого добра пацаны всегда умели раздобыть), приносил маме вручённый ими сахар.

- На второй день после освобождения солдаты давали самодеятельный концерт у сожжённого ДК имени Франко. Подо­гнали машину, отбросили борта. Читали с этой «сцены» стихи о жене, которая перещеголяла мужа в армейском чине, танцевали, пели. И показывали сценку «Дурак» - о том, как наш партизан притворился глупцом и обманул немецкого офицера, - рассказывает Холин. - Она мне так понравилась, что я потом с ребятами её в школе инсценировал.

Боевому мальчишке очень хотелось на фронт. И он даже наплёл служивым, что - беспризорный, мечтает стать сыном полка.

- Меня уже почти зачислили в пехотный батальон. И вдруг я встретил там своего двоюродного брата, который ушёл добровольцем. Всё раскрылось, меня оттуда шуранули, - машет рукой Александр Иванович, который в мирные годы работал подпаском в совхозе, литейщиком, монтажником, начальником штаба Всесоюзной ударной комсомольской стройки «стан С 1700» в Жданове (Мариуполь), зам. директора и мастером коксового цеха Рутченковского завода.


Андрей Кривцун. Фото автора.

Теги: Донецк, Донбасс, Великая Отечественная война, Вторая Мировая война, Освобождение Донбасса
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх