Реставраторы "раздели" нарисованного карлика

30.09.2010 11:20
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Реставраторы "раздели" нарисованного карлика

Итальянские искусствоведы вернули из почти трёхвекового забвения двойную картину художника-маньериста Аньоло ди Козимо, больше известного как Бронзино (1503–1572), «Портрет карлика Морганте» (не позднее 1553).

Обнажённый придворный шут («нани») был стыдливо замазан в XVIII веке виноградными листьями и гроздьями, превратившими его в подобие Бахуса. Реставрацию провели сотрудники флорентийской студии Opificio Delle Pietre Dure. Картина выставлена в Галерее Уффици в рамках первой в истории ретроспективы мастера, прославившегося холодными, но весьма реалистичными и технически сложными портретами семейства Медичи.

Морганте изображён во всей своей мужской красе и спереди, и сзади. На одной стороне картины он позирует с охотничьей совой, а вокруг причинного места кружатся какие-то довольно крупные насекомые. На другой стороне охотник сжимает в руке трофей — пойманных птиц.

Браччио ди Бартоло, иронично названный в честь гиганта Морганте Маджоре, героя эпической поэмы Луиджи Пульчи, прибыл ко двору Козимо I Медичи (1519–1584), великого герцога Тосканского, около 1540 года. По словам Джорджо Вазари, он был умён, образован и чрезвычайно добр. Страдавший врождённой хондродистрофией раб в 1555 году был удостоен дворянского титула, ему пожаловали земли и право жениться. Он даже сопровождал своего господина, которому был беззаветно предан, в дипломатических поездках.

Не обошли вниманием Морганте и скульпторы: Джамболонья (1529–1608) усадил его на дракона, а Валерио Чьоли (1529–1599) изобразил в виде обыкновенного пузатого карлика верхом на черепахе в садах Боболи.

Работа Бронзино уникальна. Он единственный, кто написал портрет шута, не постеснявшись его огромных и причудливых детородных органов. В целом двойная картина производит очень странное впечатление: безобразное благодаря несколько нервической экспрессии неожиданно становится прекрасным, и в портрете начинает проглядывать несвойственная ренессансной живописи мысль: путь он урод и шут, но он человек. Здесь стоит упомянуть, что, несмотря на своё привилегированное положение, Морганте регулярно подвергался унижениям самого разного рода и даже физическому насилию.

Картина Бронзино имеет ещё и полемическое значение: в то время активно обсуждался вопрос о том, какой вид искусства имеет право называться «более благородным». Поэтому он и изобразил карлика с двух сторон, показав, что живопись обладает способностью взглянуть на предмет с различных точек зрения, подобно скульптуре. Кроме того, демонстрируя начало и конец охоты, живопись возвышается над скульптурой, пасующей перед течением времени.


По материалам: www.compulenta.ru

Теги: искусство, история, картина, охотник, реставрация, дворянин, карлик
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх