Как Смехов стал мушкетером и дважды нашел любовь (ФОТО)

10.08.2015 21:59
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Как Смехов стал мушкетером и дважды нашел любовь (ФОТО)

Сегодня, 10 августа, блестящему актеру театра и кино Вениамину Смехову исполнилось 75 лет. Предлагаем пройтись по наиболее значимым жизненным вехам Смехова.


В один день получил дипом и жену


Его отцом был профессор, доктор экономических наук. Мамой - врач-терапевт. Маленькому Вене не было и годика, когда началась война.

"Отец ушел на фронт добровольцем, несмотря на бронь, которая у него, работника Госплана, имелась. Но его «выловили», посчитав, что он принесет гораздо больше пользы, служа в армии на фронте по специальности. И папа занимался экономическими вопросами, снабжением армий. Войну папа закончил в Берлине в чине капитана", - рассказывает Смехов.

С 1941 по 1943 гг. он был с мамой в эвакуации под Казанью (отца увидел только в 1945-м, когда тот пришел с войны). «В конце 43-го мы с мамой вернулись в Москву. Ей нужно было заканчивать институт, поэтому она отдала меня в детский сад на «шестидневку», - вспоминает Смехов.

Он бегал в драмкружок при Дворце пионеров Дзержинского района столицы. А в 1957-м был принят в Театральное училище им Щукина при Театре им. Вахтангова.

«Курс наш вёл молодой мастер Владимир Этуш. Всё совпало: начало оттепели, надежда на свободу, бескорыстная любовь к искусству, вера всему, что нам говорят, ощущение, что мы одна семья, - делится артист. - Но так сложилось, что меня отчислили, переведя на второй курс как вольнослушателя на испытательный срок. Этуш сказал: «Идите в математики! Нельзя быть таким мудреным рационалистом». Виной всему оказалась моя жуткая застенчивость. Когда выходил на сцену, стеснялся. Этуш настаивал на моем отчислении, но педсовет защитил и оставил вольнослушателем. Честолюбие во мне возмутилось, и я научился подавлять смущение».

Он таки был переведён в студенты и окончил училище. В день получения диплома отпраздновал ещё и... свадьбу.

«В 1960 году после зимней сессии я, третьекурсник, поехал в молодежный лагерь. Алла, студентка пищевого института, отдыхала там же. Мы познакомились, начался роман», - вспоминает он историю той любви. В этом браке появились на свет дочери - в 1964-м Елена (писатель), в 1968-м - Алика (певица и актриса). Дочки подарили родителям троих внуков.


Таганский период


Недолго поработав в Куйбышевском драмтеатре (как уверяет, именно проведенное там время уберегло от «звёздной болезни»: «Это была моя школа самонеуважения, мне не давали ролей, я получал выговоры за поведение…»), он возвращается в Москву. Некоторое время не может найти работу (даже задумывался о смене профессии - хотел писать диссертацию на тему «Перевоплощение Александра Пушкина» в Институте мировой литературы), но потом его взяли в труппу Московского театра драмы и комедии. Того самого, куда вскоре придет Любимов, а с ним - огромная слава. Театр меняет название на «Московский театр драмы и комедии на Таганке» (в народе - «Театр на Таганке»).

«Становление Таганки совпало с появлением на свет моих дочерей - Лены, а через четыре с половиной года - Алики. Я чувствовал себя абсолютно счастливым человеком. Для дочек своих был и папой, и мамой, и нянькой - кормил, пеленал, гулял, купал. Когда родилась Лена, мы жили в доме без лифта и горячей воды, в нашей коммунальной квартире обитало еще 12 семей. А я с коляской взбегал на пятый этаж, грел воду в кастрюлях, мчался на молочную кухню. Жена в то время много работала, и по взаимной договоренности эти домашние хлопоты легли на меня. И хотя я тоже был дико загружен в театре, но мне помогал, я думаю, какой-то «витамин увлеченности», а может, в сутках тогда было больше часов, - улыбается Смехов. - Иначе объяснить этот феномен не могу. То время я всегда вспоминаю с нежностью».

Смехов пробыл в Театре на Таганке почти 20 лет (до 1985-го, сыграв около 30 ролей), а после небольшого перерыва (с 1985 года по 1987 год работал в театре «Современник», куда он ушёл вместе с Леонидом Филатовым и Виталием Шаповаловым во время изгнания Юрия Любимова из СССР) - ещё 12 лет (по 1998-й).


Превращение в Атоса


И, конечно, было кино. Множество разоплановых персонажей.

«Меня часто приглашали сниматься, но потом не утверждали - либо физиономия не нравилась, либо национальность, - рассказывает Смехов. - Фильм «Служили два товарища» - мой дебют в кино (хотя на тот момент мне было уже 28 лет). После барона Краузе я сыграл целую вереницу графов, князей и прочих «благородий». К сожалению, фильм «Служили два товарища» вышел в очень искаженном виде».

Самый-самый любимый зрителями образ из воплощенных Смеховым на экране, безусловно, Атос из бессмертной ленты Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», снятой на Одесской киностудии в 1978 году. Сыграл он и во всех продолжениях. Но та, первая картина, стала лучшей.

«Изначально на роль Атоса пробовался Юрий Соломин, затем вроде бы утвердили Василия Ливанова, но тот на съемки просто не явился. Тут-то я и попался на глаза режиссеру - он увидел меня в Театре на Таганке в роли Воланда из «Мастера и Маргариты», - вспоминает Вениамин Борисович. - В те времена артистов Таганки нельзя было особо привечать: и меня, и Сашу Трофимова (кардинал) исключали из списков. Так что только благодаря Хилькевичу я снимался в этом кино. Он обожатель Театра на Таганке, друг Высоцкого и Золотухина... Хилькевич мне на съемках говорил: сейчас повернись, как Воланд; а вот сейчас - ответь ему, как ты ответил в «Часе пик»; а сейчас - как в «Тартюфе». Он знал все наши спектакли! Так и получилось это кино…»

По словам Смехова, ленту снимали легко, задорно. «Мы в костюмах мушкетеров и за пределами съемочной площадки щеголяли, чуть ли не спали в них. Во время съёмок во Львове за нами постоянно следовал автобус с поклонницами и машина с огромной канистрой вина, вмонтированной в багажник. Так что посиделки прямо на траве происходили постоянно. Георгий Эмильевич не знал, как нас урезонить, - делится он. - В номерах, где мы жили, везде были понатыканы микрофоны. Все наши слова записывались и попадали на стол к большим чекистским начальникам. А потом Юнгвальд-Хилькевича вызвали на ковер и предъявили эти записи, где Боярский пародировал Брежнева, Дуров Ленина крыл последними словами, анекдоты политические травили... Режиссер чуть ли не на коленях умолял не давать ход этим записям. К счастью, обошлось». 


Отказался от звания

Человек принципиальный, Смехов отказался пять лет назад от звания народного артиста, которым его хотели одарить по случаю 70-летия. «Просто сегодня всё можно купить. А мне это не ценно, - поясняет Вениамин Борисович. - Когда нам должны были давать, тогда нам на Таганке запрещали по политическим причинам. Потом случилась беда - Любимов был изгнан. И уже никаких разговоров о званиях и прочее. А потом, наоборот, пришло время, когда меня вынуждали согласиться, потому что уже все молодые давно заслуженные и народные, а я нет. Но Ульянов и Лавров сказали: давайте от этих советских цацек откажемся. И перестали даже подписывать себя народными артистами. Мне это так понравилось... Екклесиаст замечательно сказал: доброе имя дороже звонкой масти. Высоцкому посмертно присвоили лауреата Госпремии. Пушкина посмертно признали... Если трудами, бедами или нечаянностями судьбы я заработал доброе ко мне отношение, у меня нет никаких сомнений, что я заслуженно богат. Если это получилось, если есть имя, зачем ещё приписка?»


«Одно из самых больших везений»


Второй женой Смехова (в 1980 году) стала кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ, киновед Галина Аксёнова.

«Моя жизнь шла по своему сценарию. Была семья: жена, две замечательные дочки. Когда мы с Галей познакомились, у меня был очень трудный период - и в театре, и, главное, в семье, - делится Смехов. - Всё это кончилось тем, что моя жизнь потеряла смысл, и я был готов к тому, чтобы исчезнуть. Мне было уже 38, а ей - всего 19. Она появилась в Театре на Таганке как стажер. Была начинающим театроведом и предметом восхищения всех мужчин театра. Она покорила меня не только красотой, но и тем, что абсолютно не замечала своей женской привлекательности, была словно дистанцирована от нее... В общем, как человек я был спасен, а как мужчина... Пропал. В хорошем смысле слова. Это был тот случай, когда, по словам Булгакова, любовь поразила нас как финский нож... Сопротивляться было бесполезно. У нас начался головокружительный роман».

Развод проходил непросто. Досталось тогда всем. Но он сумел сохранить прекрасные отношения с дочками. И уверен, что поступил правильно: «Я выиграл свою жизнь. Я встретил женщину, которую полюбил и люблю до сих пор. Она - одно из самых больших везений в жизни».

Галя стала его ангелом-хранителем. У Смехова начались жесточайшие приступы астмы, а она выхаживала его. «Ночью всегда был наготове спасительный термос с горячей водой, чтобы остановить кашель. На спектакли Галя приходила с нашей близкой подругой, доктором, и та делала мне уколы, если я начинал задыхаться. Позже жена нашла удивительного врача, который поставил меня на ноги, - делится Смехов. - Она помогает мне и при этом сама успевает заниматься и творчеством, и самообразованием - защитила диссертацию, пишет статьи про кино, совершенствует иностранные языки, преподает. Вместе нам всегда интересно, у нас общие взгляды, пристрастия, увлечения».

Начиная с 90-х Смехов в качестве режиссёра ставит драматические спектакли, телеспектакли и оперы в России и за рубежом. Он издает книги, начитывает аудиокниги, часто гастролирует со спектаклями и творческими вечерами, много путешествует.... Несмотря на сериальный поток, в проходных не снимался. «Монтекристо», «Капитанские дети», «Фурцева» - всё это вполне достойные «долгоиграйки».

«Я в каждый фильм не стремлюсь: могу себе позволить отказаться от плохого - плохой роли и плохой компании», - поясняет мэтр.


О конфликте на Донбассе

В отличие от многих коллег, Вениамин Смехов не встал на сторону Кремля в конфликте, который сейчас полыхает на Донбассе. Впрочем, на сторону Киева он тоже не встал. Скорее - на сторону несчастных граждан, ставших заложниками игр властьимущих. «Идет война, и неважно, названа она войной или нет, - говорит актёр. - Она касается двух исторически родных стран. Страны прекрасны, а все государства, власть фатально грешны перед своим народом. Трещина между нашими странами пролегла через человеческие судьбы, через семьи, через дружбу... Всё что нашим народам необходимо сегодня, - это прекращение огня во что бы то ни стало».


Андрей ПИТОНОВ.

Теги: кино, любовь, культура, Вениамин Смехов, Три мушкетера
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх